Аренда коллективного разума

20 Окт 2012

crowd1Чтобы стать золотоискателем в XXI веке, не нужно отправляться в Калифорнию или на Клондайк. Достаточно выйти в интернет. Мексиканская горнодобывающая корпорация Goldcorp выложила карты своих месторождений и 3D-модели шахт в Сети, разрешив всем геологам мира искать золото на своей территории. Тысячи специалистов проанализировали информацию, наиболее удачливые получили денежные награды, а убыточное ранее предприятие заработало $3 млрд. Американская компания Modcloth предложила желающим нарисовать эскизы платьев, затем из двух тысяч рисунков отобрала сто лучших и выставила на открытое голосование. Теперь наряды «от пользователей» можно приобрести в интернет-магазине… О бизнес-проектах с элементами краудсорсинга (от сrowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов») «Свой Бизнес» писал уже не раз, но мы с удовольствием возвращаемся к этой теме. Тем более что и в России появляются компании, в основе бизнес-модели которых лежат принципы краудсорсинга.

Краудсорсинг, каким мы его знаем, стал развиваться в первом десятилетии нашего века, когда число пользователей интернета стало исчисляться сотнями миллионов. Сначала в таких проектах участвовали исключительно энтузиасты, движимые нематериальной мотивацией. При поддержке сотен тысяч добровольцев американцы Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер создали Nupedia, прародительницу нынешней Wikipedia, а Чарльз Фрэнкс — проект Distributed Proofreaders. В рамках последнего тысячи волонтеров сканируют книги, являющиеся общественным достоянием, исправляют ошибки, возникшие при распознавании текста, и выкладывают результаты в открытой электронной библиотеке Project Gutenberg. Таким образом с 2000 года оцифровано более 23 тыс. произведений.

Почти по такому же принципу работает проект NASA Clickworkers, появившийся в 2000 году после полета к Марсу американского зонда Viking. Участники проекта изучают снимки Красной планеты с целью каталогизации кратеров — эта деятельность не требует наличия ученой степени, для нее достаточно «быть человеком и обладать здравым смыслом». В настоящий момент добровольцы просматривают изображения поверхности Марса не только с Viking, но и с зондов Mars Global Surveyor и Mars Reconnaissance Orbiter, завершивших свои миссии в 2006 году. За счет этого проекта NASA экономит не только на найме сотрудников, которые должны просматривать тысячи фотографий, но и на пиар-кампаниях в Сети.

Другой краудсорсинговый портал — не для всех. Чтобы участвовать в еBird — проекте Орнитологической лаборатории Корнелльского университета (США), — просто человеком быть недостаточно, нужно еще и интересоваться орнитологией. В 2002 году лаборатория начала составлять базу данных наблюдений за птицами, которые проводили в разных частях света любители и специалисты. Проект набирает обороты, и в мае 2011 года поступили данные сразу от 3 млн. наблюдателей.

Когда стало понятно, что стимулирует людей бесплатно работать в обеденные перерывы и выходные, к коллективному разуму воззвал и бизнес. Впрочем, еще до того, как компании «распробовали» краудсорсинг, часть альтруистических проектов превратилась в коммерческие. Это произошло со многими микростоками, в том числе с первым любительским фотобанком iStockphoto.

Поначалу корпорации обращались к народу скорее вынужденно. Как рассказывает главный технолог Google Maps Майкл Джонс, в 2007 году при составлении цифровой карты Индии компания попросила о помощи местных жителей. Google оказалась в тупике, когда стало ясно, что индийское правительство не собирается делиться картами, а другого источника нет. Тогда фирма снабдила мобильными устройствами с GPS несколько сотен тысяч индийцев, и они собрали нужную информацию (в том числе сделали фотоснимки) в 50 городах Индии. Google это обошлось в те самые устройства, которые остались волонтерам. Картографическая инициатива Google строилась по модели британского волонтерского проекта OpenStreetMap (OSM), стартовавшего в 2004 году. Над OSM работает бесплатная армия в полмиллиона добровольцев.

Качество при этом не страдает: например, OSM по Германии на 27% точнее, чем карты в навигаторах изготовителей TomTom и Tele Atlas. Зачастую компании обращаются не к толпе вообще, а к конкретным целевым аудиториям. Так, московские радиостанции информацию о пробках на дорогах получают от водителей. А, например, сайт Emporis.com, принадлежащий одноименной немецкой компании (поставщику информации о зданиях и строительных проектах), наполняют тысячи любителей фотосъемки архитектурных объектов. Сейчас в базе Emporis.com описания 403,4 тыс. зданий из 190 стран и 582,7 тыс. фотоснимков из почти 19 тыс. городов. Все изображения можно приобрести, а доходами от их продажи компания делится с авторами фотографий.

Банки, страховщики, IT-компании и даже автоконцерны идут «в народ», чтобы привлечь клиентов, понять их потребности или протестировать идеи новых продуктов. Как правило, компании организуют онлайн-сообщества для обмена идеями или для того, чтобы собрать «подходящую» аудиторию. Так, автоконцерн Fiat Group в 2009 году запустил интернет-площадку Fiat Mio и уже спустя год на автовыставке в Бразилии продемонстрировал Fiat Mio FCC III — результат работы более чем 9 тыс. краудсорсеров, высказавших 6,8 тыс. разнообразных идей. В серийное производство машина пока не пошла — она оказалась слишком революционной по дизайну и технологиям. Теперь Fiat Group просит участников сообщества думать над тем, что можно улучшить в текущей продуктовой линейке, и принимает их предложения к сведению.

Мюнхенский Fidor Bank считается одним из самым продвинутых среди банков в плане краудсорсинга. Не ограничиваясь присутствием в социальных медиа, банк создал собственную соцсеть, интегрированную с Facebook. На этом ресурсе пользователи взаимодействуют не только друг с другом, но и с банком. За несколько лет работы площадки Fidor Bank получил от пользователей более 3 тыс. предложений по управлению личными финансами и больше тысячи — по созданию новых продуктов и улучшению сервиса. Чтобы мотивировать пользователей к участию в обсуждениях, банк разрабатывает продукты, в которых величина ставки будет зависеть от количества «лайков» в сообществе.

Некоторые компании идут дальше и делают краудсорсинг не красивым «бантиком», а основой своей бизнес-модели. Одна из таких фирм — чикагский производитель дизайнерской одежды Threadless. Когда в 2000 году Джейк Никель и Якоб Дехарт основали компанию, их стартовый капитал составлял всего тысячу долларов. Сейчас в штате работает 80 сотрудников, среди которых нет ни одного дизайнера. Эскизы футболок и толстовок разрабатывают краудсорсеры, в том числе и профессиональные художники…

Для доступа к этому материалу вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться. Регистрация является бесплатной и займет не более минуты. Зарегистрировавшись, вы станете участником растущего сообщества предпринимателей Свой Бизнес и получите ряд дополнительных преимуществ.

Комментариев к данной записи еще нет. Будьте первым!

Вы должны для того, чтобы оставить комментарий.

Проект Свой Бизнес, основанный в 2002 году — первый в России специализированный журнал и сайт о предпринимательстве.

Наша миссия — передача практических знаний, помогающих масштабировать бизнес.

Свой Бизнес — официальный партнер компании Gazelles, специализирующийся на обучении и коучинге собственников и менеджеров компаний среднего размера по всему миру.

© Свой Бизнес 2002-2016. Служба поддержки пользователей: support@mybiz.ru