- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Год после запуска: опыт нашего стартапа

На фото: совладелицы LOLA Джордана Киер и Александра Фридман

На фото: совладелицы LOLA Джордана Киер и Александра Фридман

Александра ФридманОсновательница проекта LOLA

Александра Фридман
Основательница проекта LOLA

Нашей компании исполнился год. Год назад пять женщин, объединенных грандиозной идеей и целой кучей продукции (а именно, миллионами гигиенических тампонов), готовились познакомить мир с LOLA. В стартапе год идет за десять (в доказательство этого мы можем предоставить пряди своих поседевших волос). Всего лишь за один год нам удалось продать весь этот товар, и даже больше, добиться серьезного общественного резонанса в вопросе открытости обсуждения женской гигиены, а также сколотить небольшую, но первоклассную команду. В нашу первую годовщину мы хотели бы осмыслить все то, что произошло с нами за этот год в бизнесе и поделиться уроками, которые мы извлекли для себя. Итак:

Нет ничего важнее взаимоотношений между основателями

Год назад, когда мы запускали свое дело, мы не подозревали о тех взлетах и падениях, успехах и поражениях, днях масштабных продаж и сокрушительных фиаско, которые нас ожидали. Мы только знали, что каждая из нас всей душой болела за успех нашего предприятия и была готова на все ради победы. Мы открыли три способа сохранить надежные партнерские отношения в течение первого года работы:

Непрерывно и открыто общаться. Мы собираемся несколько раз на неделе в узком кругу, чтобы все обсудить. Пункт за пунктом проходим все вопросы, анализируем успехи на более высоком уровне и всегда честно говорим о том, что у нас получается, а что нет.

По-настоящему проводить вместе время. Смесь дружеских и партнерских отношений как клей пропитывает наш бизнес. Когда вы постоянно передаете бразды правления из рук в руки, с головой уходите в общее дело, дружба, чувство юмора и командный дух играют решающую роль.

Брать на себя ответственность, избегая взаимных обвинений. Успех и провал на начальном этапе развития бизнеса поджидают на каждом шагу, но независимо от того, откуда исходила та или иная инициатива, ответственность за результат лежит на всей команде.

Умножайте всё на два

Это относится к большинству переменных в вашем бизнес-плане: скорее всего, вы недооцениваете, сколько времени потребуется на поиск персонала и привлечение капитала, также как и объем требуемых инвестиций. Начав работать, мы обнаружили, что в реальности ресурсов нужно больше, чем нам казалось. По нашим подсчетам, $500 тыс. были достаточной суммой, чтобы начать бизнес. Нам повезло привлечь $1,2 млн (на тот момент казалось, что денег у нас с избытком, но потом выяснилось, что этой суммы едва хватило). Мы планировали завершить раунд фандрайзинга к рождеству, но деньги появились на нашем счете в банке только к февралю. Планировали запуск продукта в апреле 2015 года, но, несмотря на все наши титанические усилия, смогли сделать это только в июле. Это не такие уж серьезные задержки, и, судя по отзывам, вполне типичные для самого первого этапа существования компании. В течение первого года работы мы адаптировались к такому образу жизни. Трудно создавать что-то с нуля, обладая ограниченными ресурсами. Для успеха потребуется больше времени и сил, чем вы можете себе представить, так что делайте все с запасом – он пригодится.

Есть тысячи разных способов найти клиентов, и нужно перепробовать их все

Развитие бизнеса – дело трудное. Мы задались целью привлечь внимание максимального количества женщин к вопросам женской гигиены, сохранения здоровья и принятия осознанных решений выбирать только лучшее. Для этого нам приходится изобретать новые способы поиска клиентов. У нас есть лицо рекламной компании, активное присутствие в социальных сетях, блог о правильном образе жизни и еще множество площадок, с которых мы доносим информацию о нашей продукции. Многое из того, что мы пробовали, не принесло результата – у нас были неудачные блоггеры, видеоблоггеры и инстаграмщики с высоким рейтингом, а также безуспешные попытки раздачи образцов. Тем не менее, мы суеверно продолжаем пробовать новые способы, потому что из трех попыток одна обычно оказывается удачной, и только найдя правильный канал, мы можем масштабировать и развивать бизнес.

Бережливый подход оттачивается долго

Создание базовой инфраструктуры вашего бизнеса – дело непростое. У вас не более одного-двух внешних партнеров для каждой из функций, рычаг воздействия на ценообразование незначительный, нет контрактов, которые можно было бы использовать как основу для сравнения (если у вас нет высокопрофессионального советника, вы просто мечетесь вслепую между рыночными ценами). И ваша задача – заставить все это работать, опираясь на те ресурсы, что есть в вашем распоряжении. Так мы и поступили: создали лучший из возможных вариантов инфраструктуры и весь первый год после запуска последовательно кромсали его, экономя на всем подряд. Полпункта маржи тут, еще полпункта там, по крупинке может выйти вполне приличная экономия. Так что сегодня наши дела идут отлично, и со временем все будет только лучше. Но какое-то время нужно научиться эффективно функционировать в условиях, далеких от совершенства, научиться видеть возможности для оптимизации процессов, увеличения объема, заслужить право продавливать свои условия, а как только это получилось – всеми силами стараться стать еще лучше.

Ваши связи бесценны

Мы и представить себе не могли, насколько активно в первый год работы нам придется привлекать к делу своих друзей, друзей друзей и друзей друзей их друзей. Каждая неделя приносила с собой новые проблемы и вопросы. Например, каковы потенциальные последствия, если работу над проектом, который в конце концов будет объединен с другими, поручить еще одному агентству по разработке приложений? Насколько глубоко необходимо разработать стратегию цепочки поставок для того, чтобы привлечь очередной раунд финансирования? Каковы критерии оценки блогов и насколько наши первые результаты отвечают ожиданиям? Лучшим способом найти ответы на эти вопросы оказалось войти в контакт с теми, кто уже прошел через все это раньше. Благодаря великодушию наших друзей и их связям нам удалось сэкономить массу времени и сил и напрямую обратиться за правильным советом к правильным людям. И наша признательность поистине безгранична.

Не забывайте праздновать каждую победу

Как уже упоминалось, первый год принесет с собой массу взлетов и падений, к которым трудно привыкнуть. Только что мы были вне себя от радости, что о нас написали в New York Times, и вот уже вдруг выясняется, что наш ключевой партнер хочет отсрочить проект на полгода. В любом случае, как только наша небольшая команда добивается успеха, мы это празднуем. В первый год работы каждая победа – это волнующий и важный момент, а также возможность собрать вместе команду, чтобы отметить все достижения за этот короткий период. Мы стараемся не пропускать такие моменты, ведь именно они сближают нас и остаются в памяти.

Подводя итог: мы и надеяться не могли, что сможем вынести для себя столько уроков за первый год в бизнесе. И мы невероятно гордимся теми успехами, которых LOLA добилась за такой короткий срок. Мы с нетерпением ждем следующего года работы и нового опыта!