- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Горячая кнопка

goryachay 4

Создатели мобильных приложений то и дело пытаются революционизировать очередную «древнюю» отрасль. Дошла очередь и до такси. За последний год появилось сразу несколько приложений, упрощающих процесс вызова такси и дополняющих его современными технологиями — такими как геопозиционирование или социальное взаимодействие (вы не против «залайкать» вежливого водителя?). В прошлом месяце серийный предприниматель Шахар Смирин объявил о запуске в России сервиса GetTaxi, уже работающего в Израиле и Великобритании.

goryachay1GetTaxi позволяет забыть о традиционных способах вызова такси — «голосовании» на обочине и вызове по телефону. Теперь достаточно нажать одну кнопку на экране смартфона — и умное приложение сделает все остальное: определит ваше местонахождение, автоматически выберет ближайшее к вам свободное такси, передаст заказ водителю и покажет на карте, как вызванная машина приближается к вам. Шахар Смирин уверяет, что в Израиле, где сервис начал предоставляться раньше всего, среднее время ожидания с момента вызова до подачи автомобиля составляет всего 4 минуты: «Я нажимаю кнопку и тут же начинаю собираться. Когда я выхожу из дома, такси уже ждет меня или подъезжает». В Лондоне ожидать прибытия машины приходится немного дольше — 7-8 минут. В Москве дела пока обстоят не столь благополучно — виной тому и небольшой (пока что) парк машин, и плотный трафик. «В течение двух месяцев мы рассчитываем выйти на показатель в 15 минут, а затем довести его до 5 минут», — комментирует Шахар Смирин (на момент запуска сервис был доступен только внутри Садового кольца).

Инвестиции в GetTaxi составили $10 млн. (в роли инвесторов выступили крупные венчурные фонды), в ближайшее время ожидается очередной раунд инвестиций (еще $20 млн.). Собственного автопарка у GetTaxi нет ни в одной стране — компания лишь выполняет роль высокотехнологической «прослойки» между уже работающими на рынке таксистами и обладателями смартфонов. Помимо клиентских приложений для iOS и Android было разработано специальное устройство для водителей (цифровой «диспетчер»); компания также берет на себя функции, связанные с маркетингом, организацией взаиморасчетов между участниками процесса и внедрением бизнес-процессов.

goryachayaВ Лондоне заказы, полученные от пользователей GetTaxi, выполняют «черные кэбы» (официальная служба такси). Для них GetTaxi является лишь одним из каналов привлечения клиентов, никакие эксклюзивные обязательства таксистов не связывают. В Москве компания готова сотрудничать как с имеющимися службами такси, так и с частниками. Главное, чтобы автомобиль был иностранного производства, не старше двух лет, оборудован кондиционером, а у водителя была лицензия на предоставление услуг частного извоза. Непрофессиональных и грубых водителей отсеивают сами клиенты. По окончании каждой поездки пассажир может оценить своего таксиста по ряду показателей, на основании которых водителю присваивается рейтинг и позиция в общем рэнкинге. «Мы дарим водителям ценные призы, если их рейтинг оказывается высоким. А 10% водителей с наихудшим рейтингом по итогам двух недель перестают работать с нами», — отмечает Смирин.

GetTaxi может избавить клиента от необходимости расплачиваться наличными, что наверняка оценят корпоративные клиенты. У пользователя может быть предоплаченный баланс в системе (пополнить его можно, например, купив скрэтч-карту), можно расплатиться и кредитной картой (процессинг платежа GetTaxi берет на себя). Взаиморасчеты между водителем (либо таксопарком) и GetTaxi производятся раз в две недели. «Водитель отдает нам 10% от полученного им «кэша», а мы выплачиваем ему 90% от поступившего «безнала». Каждая сторона впоследствии платит со своей части дохода предусмотренные налоги», — поясняет Смирин.

В плане тарификации проезда Смирин предпочитает пока не устраивать революций, а следовать сложившейся на каждом рынке практике. Текущий тариф GetTaxi по Москве — 310 рублей за подачу машины плюс 10 рублей за каждую минуту поездки. Это, очевидно, не самые низкие расценки, но GetTaxi и не пытается составить конкуренцию игрокам в нижнем ценовом сегменте. «Сегодняшние высокие цены обусловлены тем, что в тариф входит скоростная подача машины. Таксистам хочется иметь какой-то гарантированный доход. Наша задача — добиться, чтобы машина доезжала к клиенту в течение трех минут. В этом случае подача машины будет стоить 50 рублей», — говорит предприниматель.

goryachay2Очевидно, время подачи такси клиенту будет сокращаться по мере расширения автопарка GetTaxi. В планах компании за два месяца довести его до 1000 машин. Для популяризации сервиса как среди клиентов, так и среди потенциальных партнеров компания использует брэндированные автомобили. В Лондоне часть кэбов имеют фирменную раскраску и логотип GetTaxi (за это пришлось заплатить, поскольку поверхность кэбов используется как рекламный носитель). В Москве Смирин уповает на «синергию»: «Владельцы такси понимают, что им выгодно продвигать нас, как и нам выгодно продвигать их. Если они готовы поменять облик своей машины, то получат от нас преференции».

После Москвы GetTaxi намерена покорить и другие мировые столицы — Париж, Мадрид и Нью-Йорк. При этом клиенты во всех городах смогут использовать одно и то же приложение, а также участвовать в программе лояльности (похожей на бонусные программы авиакомпаний), причем баллы можно будет накапливать и тратить при заказе такси в любом городе. Кстати, как утверждает Смирин, уровень лояльности клиентов GetTaxi необычайно высок — около 93% клиентов, единожды воспользовавшихся сервисом, совершают повторный заказ. Учтены и особые потребности корпоративных пользователей. Для них у GetTaxi предусмотрен веб-интерфейс, с помощью которого сотрудники могут вызывать такси по заранее оговоренному адресу (например, к офису). Это особенно удобно для ресторанов и отелей. Клиентам предоставляется подробная статистика с информацией о сделанных заказах и понесенных расходах.

По словам Шахара Смирина, сервис начнет приносить прибыль на второй год после запуска.


Конкуренты

Главным конкурентом GetTaxi в Лондоне является сервис HAILO, запущенный в июне 2011 года. Он позволяет пользователю самостоятельно находить свободные такси, которые отображаются на экране смартфона. Затем пользователь посылает сигнал водителю ближайшей к нему машины, и тот забирает его в месте назначения, которое может быть либо определено автоматически, либо задано пользователем.

В Москве действует сервис InTaxi, предоставляющий пользователю возможность самому выбрать машину из числапредлагаемых несколькими службами такси. Посредством веб-интерфейса или через смартфон пользователь задает свой адрес, адрес места назначения, затем выбирает устраивающее его предложение, в которое включается цена, прогноз длительности поездки и информация о пробках.

Запущенный в октябре 2011 года сервис Яндекс.Такси позволяет направить заказ напрямую водителям, которые находятся поблизости. После того как водитель примет заказ, перемещение заказанного такси можно отслеживать по карте.


gorychay pШахар Смирин

Международный предприниматель и инвестор. В 1996 году создал в Израиле компанию InfoAuto, разрабатывающую системы классификации автомобилей и недвижимости. В 1998 году основал компанию аналогичного профиля National Board Ltd. С декабря 1999 года по март 2001 года занимал должность главного операционного директора израильской компании ThreeWay, разработавшей B2B-приложение для поддержки немарочных производителей. С апреля 2001 года по май 2005-го занимал должность генерального директора Comverse Russia, разрабатывающей решения для мобильных операторов. Участвовал в создании шести стартапов, в 2011 году основал сервис GetTaxi.


Текст: Дмитрий Кристофор

Фото: GetTaxi