- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Как жить в потоке

potok6Михай Чиксентмихайи считается одним из самых цитируемых современных психологов, а его теория потока давно вошла в учебники. От звания бизнес-гуру он открещивается, но это не мешает ему проповедовать идеи, которые способны радикально изменить отношение к работе в любой организации.

Теория потока профессора психологии Михая Чиксентмихайи известна куда больше, чем он сам. Именно Чиксентмихайи первым из психологов описал известное почти каждому состояние потока, во время которого человек утрачивает чувство времени, голода и даже собственного «я», сливается с процессом, полностью концентрируется на задаче, выполняя ее максимально эффективно, испытывая от этого радость и удовлетворение. Исследуя это состояние, Чиксентмихайи выяснил массу любопытных вещей. Например, что люди при всей своей нелюбви к работе именно там находятся в потоке куда чаще, чем во время долгожданного ничегонеделания; что наиболее счастливы те, кто не противопоставляет работу отдыху; что возникновение скуки и заинтересованности легко предсказать.

«Стремиться к рискам свойственно человеческой природе»

Теория потока существует уже больше тридцати лет. Продолжаете ли вы ее развивать?

Сейчас, к сожалению, у меня не так много времени для исследовательской работы. У популярности есть обратная сторона: как только ты становишься известным, тебя сразу хотят вовлечь во множество проектов. Так, я работаю над развитием позитивной психологии по всему миру, и подготовка исследовательских и образовательных программ в этом направлении занимает массу времени. К счастью, мы продолжаем заниматься наукой — в частности, я помогаю своим аспирантам. В результате концепция потока трансформируется. К примеру, одна из идей теории потока, разработанной 35 лет назад, была в том, что поток возникает, когда умения человека соответствуют вызовам, с которыми он сталкивается. Если задачи слишком сложные, человек испытывает тревогу и беспокойство, а если слишком легкие, то скуку. То есть существует оптимальная точка, в которой есть равновесие и в которой возникает поток. Последние исследования показывают: эта модель — рабочая, но та весьма условная точка, где люди максимально вовлечены в процесс, на 7-10% сдвинута в сторону сложности задач. И когда они осваивают то, что для них было сложно, им опять становится скучно. Люди предпочитают находиться в ситуациях, которые заставляют их делать даже больше, чем они способны, а не иметь максимум навыков, чтобы справиться с нетрудными для них проблемами. Новая модель безоговорочно применима к досугу и спорту. Если же говорить о повседневной жизни, это не всегда так. В некоторых ситуациях на работе и в быту вы предпочтете контроль постоянным вызовам. Впрочем, я уверен, что стремиться к преодолению сложностей и к риску — в самой природе человека. Мне кажется, это ключ ко многим проблемам взрослой жизни. Если мы не решаем сложные задачи — может быть, не чрезвычайно трудные и теоретически выполнимые, — нам становится неинтересно. Гораздо увлекательнее жить, если перед нами постоянно встают новые вызовы. В этой части теория потока слегка изменилась за последние годы в результате исследований.

Как теорию потока можно применить на практике?

Поток — базовое человеческое переживание, такое же, как голод, страх или радость. Это ощущение, когда вы полностью вовлечены в то, что делаете, причем ради самой деятельности. Все испытуемые описывают его как состояние полной сосредоточенности: ясные цели, четкая обратная связь, быстрая реакция. Нет ни апатии, ни суеты и лишних движений. Переживая поток, мы чувствуем себя лучше в бесчисленном множестве ситуаций — в школе, дома, на работе… Вы можете делать что-то с неохотой и недовольством, а можете — с радостью. И если это все равно придется делать, почему бы не выбрать последнее? Конечно, создание потока требует усилий, а иногда специальной организации деятельности. Например, в финских начальных школах — одних из лучших в мире — директор каждое утро стоит у дверей, пожимает руку каждому ребенку и спрашивает у него, как себя чувствует его дядя, заболевший на прошлой неделе, как сыграла футбольная команда брата и так далее. Задача директора непростая — знать все обо всех детях и их семьях, но когда она реализуется, ребенок чувствует себя частью школы. Образовательное учреждение из безличной организации, где никого не интересует ничего, кроме результатов на экзамене, превращается в продолжение семьи, что поддерживает ребенка. При этом ожидается, что он проявит себя лучшим образом, что у него появится мотивация, чтобы выложиться на все сто. Это одно из приложений позитивной психологии. Я и сам стремился реализовать подобные принципы дома, хотя жена, конечно, делала больше, чем я. У нас двое сыновей, и с самого начала мы считали их очень интересными и особенными, многому учились у них — может быть, даже большему учились от них, чем они от нас. Мы ни к чему их не подталкивали, давали возможность заниматься тем, чем они хотят, и старались сделать так, чтобы они чувствовали нашу любовь и уважение. При всем при этом они понимали: мы ожидаем, что они хорошо справятся со всеми задачами, которые поставит перед ними жизнь. У одного из наших сыновей были самые высокие показатели по математике в штате Иллинойс. Он поступил в университет, а когда учился на втором курсе, сказал, что хочет бросить математику, потому что она ему не нравится. Я поинтересовался, почему, и он ответил, что большинство профессоров какие-то скучные и студентам тоже не очень интересно. Я спросил, что он планирует делать. Он сказал, что хочет заняться китайским языком. Я предположил, что ему это интересно в связи с экономическим ростом этой страны. Он поправил меня: «Нет-нет, я хочу изучать поэзию четвертого века». Мы с женой, конечно, не на это рассчитывали, поэтому расстроились, что такой многообещающий математик станет специалистом по Китаю IV века. Он погрузился в эту область и сейчас постоянно ездит в Пекин, консультирует тамошних специалистов, потому что очень много знает об этой эпохе — может быть, больше, чем кто-либо в Китае. Сейчас он в Японии, читает лекции по буддизму в Киото. Мне кажется, семьи и школы, которые поддерживают поток в своих детях, должны стараться освободить человека, чтобы он мог заниматься тем, что ему нравится, но следить, чтобы он не забывал о благополучии группы, к которой принадлежит.

А если говорить о создании потока на рабочем месте?

Компании во всем мире — от Испании до Северной Кореи — внедряют теорию потока в практику. После этого мотивация сотрудников меняется удивительным образом, что, в свою очередь, ведет к росту эффективности труда и, соответственно, прибыли. Например, шведская транспортная компания Green Cargo, терявшая деньги на протяжении 125 лет, начала получать прибыть всего лишь через несколько лет после того, как организовала работу с персоналом в соответствии с принципами потока. Менеджерам пришлось научиться уделять внимание каждому подчиненному, что было непросто. Кроме того, им нужно было разработать методы, позволяющие понять, соответствуют ли рабочие задачи способностям работников. Это динамический процесс, который никогда не заканчивается: как только сотрудники становятся более опытными, им нужно предоставлять больше ответственности. Конечно, такие обязанности поначалу выглядят тяжелой ношей, взваленной на менеджеров, но если внедрить эти методики, то они окупаются. Я хочу подчеркнуть, что нет универсальных техник создания потока. Чтобы добиться изменений, нужно разработать методы, которые подходят конкретным компаниям, а на это нужны силы и заинтересованность лидеров предприятия.

«На работе люди чаще бывают в потоке»

В книгах вы пишете о том, что такие занятия, как охота или рыбалка, сами по себе предрасполагают нас к вхождению в поток. А что бы вы посоветовали тем, кто не рыбачит и не охотится?

Во-первых, можно привнести свободу и творчество в свою работу, даже если она кажется на первый взгляд неинтересной. Во-вторых, можно изменить процессы так, чтобы они способствовали возникновению потока у тех, кто не может создать его сам. Чем больше работа напоминает игру, ставящую перед человеком разные интересные задачи, сложность которых растет с развитием навыков, тем больше радости у человека, который ее выполняет.

Мы проводили исследование, выясняя, когда и как часто люди находятся в состоянии потока, и выяснили, что те, кто чаще испытывает поток, гораздо более удовлетворены жизнью. Что было удивительным в результатах, так это то, что испытуемые очень часто ощущали поток на работе и очень редко — в свободное время. Примерно в половине случаев, когда сотрудники занимались своей работой — не проводили время на рабочем месте, а именно работали, — они чувствовали, что сталкиваются с более сложными задачами и, соответственно, больше обычного используют свои способности. Любопытно, что апатию во время работы они испытывали лишь в 16% случаев, зато во время отдыха этот показатель достигал 52%. Общаясь с друзьями, ужиная в кафе или смотря телевизор, люди испытывали состояние потока лишь в 18% случаев. К слову, руководители разных уровней чаще, чем рядовые сотрудники, испытывали на работе состояние потока, но во время отдыха именно начальники чаще пребывали в апатии. Одно из интересных открытий заключалось в том, что, находясь на работе, люди чаще хотели сменить занятие, даже если были в потоке. Их мотивация была низкой, несмотря на то что переживания были оптимальными. Это своеобразный парадокс: работа ставит задачи, во время которых человек задействует свои знания и умения и в итоге чувствует себя более счастливым, сильным и креативным; отдых никаких задач не ставит, поэтому люди чувствуют себя апатичными, вялыми, скучающими, но при этом все хотят поменьше работать и побольше отдыхать. Объяснить это противоречие можно по-разному: одно из предположений состоит в том, что люди часто находятся под влиянием распространенного заблуждения, будто работа ограничивает свободу и является вынужденным занятием. Когда человек делает что-то против своей воли, помогая другим достигнуть их целей, он считает, что тратит время зря, и просто игнорирует эти переживания, даже если работа приносит удовлетворение. Именно отношение к работе, а не сама работа может объяснить апатию, которую испытывают люди в современном обществе. Тем, кто не так жестко разделяет свободное и рабочее время — а именно так было в прежние времена, — жить комфортнее. Как сказал один ученый, «я работаю каждый момент моей жизни и не работаю никогда. Мне нравится заниматься тем, что я делаю, и я не считаю это трудом».

В своих книгах вы подчеркиваете, что в состоянии потока очень важно чувствовать, что ситуация находится под контролем — точнее, у человека не должно быть страха потери контроля. Не мешает ли постоянная неопределенность, которую испытывают предприниматели, находиться им в потоке?

Предприниматели обычно занимаются тем, чем они занимаются, именно потому, что испытывают переживание потока. Радость, которую они чувствуют, компенсирует риски, присущие бизнесу. Люди, которые не могут находиться в состоянии неопределенности, не будут заниматься предпринимательской деятельностью долго или не станут успешными бизнесменами. И, конечно, любой предприниматель может легко выйти из потока, если недооценит препятствия.

«Не нужно быть гением — достаточно быть любопытным»

На своей лекции вы говорили о том, что способность к творчеству отличает человека от животных. Насколько важно творчество в предпринимательстве?

Я согласен с Питером Друкером в том, что предпринимательская креативность подразумевает очень пристальное внимание к тому, что происходит как внутри организации, так и вне ее, то есть на рынке. Предприниматель должен уметь отслеживать изменения и там, и там и видеть в них возможность сделать процессы в компании более эффективными. Для этого не нужно быть гением, достаточно быть любопытным, внимательным к существенным фактам и уметь быстро адаптироваться к переменам.

В одном из интервью вы говорили о том, что само ощущение потока возникло в процессе эволюции, что поток — это инструмент для выживания, позволяющий функционировать максимально эффективно. Почему же тогда люди зачастую испытывают не поток и счастье, а совершенно другие чувства?

С одной стороны, находиться в потоке — совершенно естественно. С другой стороны, добиться полной концентрации трудно, так как это состояние нестабильно. Даже если вас никто не отвлекает, вам может стать скучно, если задачи слишком простые, или тревожно, если они слишком сложные. Великие греческие философы еще две с половиной тысячи лет назад говорили, что главная задача человечества — научить молодых людей, как быть счастливыми, делая то, что нужно делать. Это так и есть. Быть счастливым, работая, общаясь в семье, выполняя свой долг и делая то, что ты можешь сделать на все сто, — это сложно. И если вы несчастливы в этом процессе, то вы таким и останетесь. Нужно научить молодежь и самих себя быть счастливыми, не довольствоваться только животной, естественной радостью жизни, удовлетворением физиологических потребностей. Мы отличаемся от других животных, поэтому нам недостаточно счастья как существования, нам нужно нечто большее. Наш большой мозг позволяет думать о чем-то, чего не существует в природе, — и это нас часто пугает. Но одновременно это дает нам возможность создавать мир, которого раньше не было.


Поток в бизнесе: как его создать

Эмоциональная атмосфера. Будьте внимательны к тому, как чувствуют себя сотрудники. Тогда вы первым заметите негативные изменения и сможете принять меры еще до того, как человек полностью потеряет интерес к работе или решит увольняться.
Обратная связь. Для поддержания потока сотрудникам необходима регулярная обратная связь. Она важна и самой фирме. Например, в компании Patagonia, производящей спортивную одежду, у сотрудников ежегодно выясняют, насколько они свободны в принятии решений, какими им видятся отношения с начальством, совпадают ли их цели и ценности с целями и ценностями компании.
Цели. Ваши ожидания должны быть понятны как вам, так и вашим подчиненным. Четкие и реалистичные цели помогут работникам сосредоточиться на процессе.
Возможность сконцентрироваться на работе. Если сотрудники погружены в работу (особенно когда речь идет о людях творческих), не отвлекайте их новыми срочными поручениями. Это даст им возможность сосредоточиться.


potok1Михай Чиксентми­хайи

Родился в 1934 году в Риеке (ныне город находится на территории Хорватии). В 22 года эмигрировал в США, где окончил Чикагский университет и занялся исследованиями счастья, креативности, субъективного благополучия. Профессор психологии, автор нескольких бестселлеров, один из самых цитируемых психологов современности. Его книга «Поток» переведена на 30 языков.


Беседовала Софья Макеева
Иллюстрация: Вивиан дель Рио