- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

По ком звонит колокол

New-Lloyd's-Building---5

 

О знаменитой британской компании Lloyd’s, страхующей морские пе-ревозки, и о ее не менее легендарном колоколе, чей звон несет плохие вести собственникам судов и родственникам моряков и пассажиров, наслышаны даже те, кто ни разу в жизни не поднимался на борт корабля. Между тем название Lloyd носят (или носили) больше десятка организаций Старого и Нового Света — и среди них нет ни одной страховой компании! А то, о чем «знают все», называется Lloyd’s of London, и это не страховая компания, а объединение страховщиков. Иначе говоря, лондонский страховой рынок, где выписывают полисы от чего угодно, будь то стихийные бедствия или незначительные травмы звезд спорта и шоу-бизнеса.

Чашечку кофе на дорогу

Если перейти на формальный язык, то Lloyd’s of London — это место, где андеррайтеры (специалисты, оценивающие риски) встречаются со страховыми брокерами для заключения договоров страхования и перестрахования. Андеррайтерами (или «членами», как их по традиции называют в Lloyd’s of London) могут быть как физические лица, так и юридические.

Этот необычный рынок, который по сей день большинство ошибочно принимает за конкретную страховую компанию, возник более трех веков назад, в 1689 году, когда некий Эдуард Ллойд открыл на лондонской улице Тауэр-стрит кофейню, быстро ставшую популярной у моряков, купцов и судовладельцев. В Lloyd’s Coffee House они собирались, чтобы за чашечкой вошедшего в моду экзотического напитка обсудить дела и обменяться новостями. А поскольку у всех, чьи жизненные интересы были связаны с морем, главными новостями были те, что касались судеб кораблей и грузов, неудивительно, что кофейня довольно быстро превратилась в стихийный же «страховой рынок».

В наши дни звон знаменитого колокола Lloyd's можно услышать чрезвычайно редко. Дважды он звонит по какому-нибудь особо торжественному случаю, а «траурный» звон отмечает лишь  широкомасштабную катастрофу или ее годовщину

В наши дни звон знаменитого колокола Lloyd’s можно услышать чрезвычайно редко. Дважды он звонит по какому-нибудь особо торжественному случаю, а «траурный» звон отмечает лишь широкомасштабную катастрофу или ее годовщину

Забегая вперед, стоит перечислить компании и организации, «отпочковавшиеся» от легендарной лондонской кофейни и сохранившие ее название в своих собственных именах. Это судовые компании — австрийская Osterreichscher Lloyd (позже сменившая название на Italia Marritima), зарегистрированная на Кипре Austrian Lloyd Ship Management, германская Germanischer Lloyd и британская P&O Nedlloyd Container Line; транспортная — германская Hapag-Lloyd; авиаперевозчики — германские Hapag-Lloyd Express и Hapag-Lloyd Flug, боливийская Lloyd Aereo Boliviano; издательские — британские Lloyd’s List Lloyd’s List Intelligence; сервисная — британская Lloyd’s Register (услуги по оценке и смягчению рисков, сертификация); почтовая — германская Norddeutscher Lloyd. И лишь указанное выше объединение страховщиков Lloyd’s of London занималось собственно тем, с чем ассоциируется это название у подавляющего большинства людей на планете.

Еще одна страховая компания носила то же имя, но написанное кириллицей и с одним «л», — страховое общество «Русский Лойд», основанное в Санкт-Петербурге в 1870 году. Большинство акций компании (с уставным капиталом в 1 млн рублей, к 1914 году увеличенным втрое) принадлежало семье купцов Елисеевых, а в правление входил представитель другого знаменитого семейства — «русских» Нобелей. Одно «л» в названии было не опечаткой и не признаком неграмотности — всего лишь средством ухода от обвинений в незаконном использовании зарегистрированной торговой марки…

Но все это будет еще не скоро. Пока же владелец лондонской кофейни (к тому времени перебравшейся на Ломбард-стрит — поближе к лондонскому Сити) в 1696 году начал выпускать специальный бюллетень «Новости Ллойда». Это издание, первоначально выходившее трижды в неделю, благополучно дожило до наших дней. Ко времени выхода первого номера в заведении автора бюллетеня уже вовсю шла работа: десятки страховщиков выписывали полисы судовладельцам и владельцам грузов, а также морякам и пассажирам. Кипучая страховая деятельность продолжалась почти три четверти века и после смерти Эдуарда Ллойда, почившего в бозе в 1713 году. И лишь в 1774-м члены неформального «страхового клуба» переехали под крыло Королевской биржи, где образовали The Society of Lloyd’s («Общество Ллойда»).

Из России с полисом

В 1838 году здание биржи сгорело во время пожара. Заново отстроили биржу лишь спустя шесть лет, но ранние записи Lloyd’s были потеряны безвозвратно, и лондонские страховщики начали терпеть убытки. Спас положение специальный закон, принятый британским парламентом в 1871 году (так называемый «Первый закон Lloyd’s»), заложивший правовые основы страхового бизнеса вообще (и Lloyd’s в частности), а сам «страховой клуб» наделивший правами корпорации.

С конца XVII века и до начала XIX века главным объектом лондонского «страхового клуба» были суда работорговцев. За указанный период на английских кораблях было перевезено более трех с четвертью миллионов единиц «живого товара» — и пошло на дно или пропало без вести более тысячи кораблей, на которых перевозили рабов. Неслучайно, что своим процветанием Lloyd’s был обязан человеку, возглавлявшему «страховой клуб» в 1790-1796 годах, — Джону Юлиусу Ангерстейну. Он остался в истории как крупный рабовладелец — и как коллекционер произведений искусства и меценат, которому обязана своим возрождением лондонская Национальная галерея.

Самое поразительное в биографии Ангерстейна, впрочем, даже не это. А то, что будущий «отец Lloyd’s», как его прозвали современники, родился вдали от родных берегов — в Санкт-Петербурге, где его отец, английский купец Эндрю Томпсон, вел дела с российским двором.

В 14-летнем возрасте Ангерстейн вернулся на историческую родину и поступил на службу к одному из андеррайтеров — завсегдатаев известной кофейни. А затем и сам приобщился к страховому делу, благо что основу его будущего состояния составили деньги, вырученные с плантаций на Гренаде, где трудились рабы, доставлявшиеся из Африки и других заморских британских владений.

К тому времени в Lloyd’s сложились крепкие традиции, дошедшие до наших дней. Например, схема «лидера» и «партнеров», когда брокер-«лидер», уговоривший очередного клиента купить полис, но при этом испытывавший недостаток собственных средств на покрытие рисков, мог привлечь к сделке одного или нескольких коллег («партнеров»). При этом каждый из участников «пула» отвечал лишь за ту сумму покрытия, на которую подписался. Вторым «ноу-хау» Lloyd’s стали регулярные вознаграждения британским военным морякам, оборонявшим во время военных действий застрахованные у Lloyd’s суда и топившим суда противника — застрахованные, естественно, у конкурентов лондонского «страхового клуба». Так, знаменитому адмиралу Нельсону дважды были подарены огромные серебряные блюда, а в главном офисе Lloyd’s устроили мемориальную комнату легендарного победителя сражения при Трафальгаре, экспонаты которой — личные вещи адмирала — лондонские страховщики скупали везде, где предоставлялась такая возможность.

Непотопляемый Lloyd’s

В 1911 году был принят еще один закон, расширявший права и полномочия лондонских страховщиков. Английских законодателей особенно впечатлили масштабные страховые выплаты Lloyd’s жертвам разрушительного землетрясения в Сан-Франциско в 1906-м.

Жертвам разрушительного землетрясения 1906 года в Сан-Франциско Lloyd's выплатила огромные суммы

Жертвам разрушительного землетрясения 1906 года в Сан-Франциско Lloyd’s выплатила огромные суммы

А следующий год, обещавший стать черным для Lloyd’s и всего страхового бизнеса в целом, в исторической перспективе обеспечил лондонским страховщикам такую рекламу, о какой они и мечтать не могли. Денег за этот год они потеряли уйму, но зато приобрели репутацию, обеспечившую Lloyd’s таким запасом «устойчивости», который позволил оставаться на плаву в последующие черные годы и даже десятилетия.

Чего не скажешь о главном источнике денежных потерь и репутационных приобретений Lloyd’s — океанском лайнере «Титаник», заранее объявленном непотопляемым. Трагедия в океане 14 апреля 1912 года вызвала такой шквал расследований, книг и фильмов, что добавить что-либо к уже написанному или показанному на экране трудно. Разве что сообщить о роли Lloyd’s во всей этой истории.

Как известно, самый крупный на то время океанский лайнер, столкнувшись с айсбергом, затонул в 375 милях от канадского острова Ньюфаундленд. Из 2224 пассажиров и членов команды в живых остались менее трети. В те времена радиосвязь с кораблями в море только-только налаживалась, и многие сообщения, полученные сразу же после гибели «Титаника», были противоречивыми, так что многие тогдашние газеты и спустя двое суток после трагедии продолжали убеждать своих читателей, что корабль не утонул и на буксире следует в канадский порт Галифакс. Зато никаких иллюзий не было у Lloyd’s, застраховавшей «Титаник» на рекордную по тем временам сумму — без малого 1 млн фунтов (около 52 млн фунтов стерлингов в пересчете на сегодняшние деньги). Страховщики, да еще специализировавшиеся на морских перевозках, разумеется, не могли оставаться в стороне от технического прогресса. Собственные радиостанции Lloyd’s на английском полуострове Корнуолл и в том же Галифаксе на другом берегу Атлантики считались в то время лучшими и были оснащены новейшим оборудованием. И именно канадская станция Lloyd’s первой получила радиосообщение с идущего ко дну «Титаника».

После чего лондонская штаб-квартира сама стала напоминать тонущий «Титаник». Не только в операционных залах, но и прямо на улице у главного входа в офис Lloyd’s развернулась бойкая торговля так называемыми «отложенными» страховками (overdue insurance). Ныне в связи с развитием средств коммуникации эта ранняя форма перестрахования (когда страховщики перекупали страховые полисы у застрахованных, как только получали информацию о том, что застрахованное судно запаздывает в порт назначения и велика вероятность, что оно утонуло, — или по каким-то причинам груз все равно не придет вовремя) практически сошла на нет, но век назад была весьма популярна.

Спустя четыре дня после гибели «Титаника» газеты по обе стороны от Атлантики сообщали о настоящей панике, охватившей Lloyd’s, поскольку даже неспециалисту было ясно: финансовые потери «клуба страховщиков» побьют все мыслимые рекорды.

Рекорды и состоялись — негативный и позитивный. Первый состоял в том, что Lloyd’s пришлось заплатить все до последнего пенни, а один только корабль, как уже говорилось, был застрахован на невиданный тогда миллион фунтов стерлингов. А «позитив» для лондонских страховщиков состоял в том, что вся эта казавшаяся неподъемной сумма была выплачена за рекордный же календарный месяц! После чего на протяжении долгих десятилетий от желавших застраховаться именно у Lloyd’s не было отбоя.

В сердце урагана

Страховой случай «Титаника» остался в истории Lloyd’s своего рода высочайшим репутационным пиком — и одновременно глубочайшей финансовой ямой. Другими среди лондонских страховщиков принято считать гибель еще одного судна, «Лютин», в 1799-м (к нему мы еще вернемся), упомянутое выше сан-францисское землетрясение 1906-го и события совсем недавние — террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы в сентябре 2001-го, ураган «Катрина» и позапрошлогодние землетрясение и цунами в Японии.

Были и другие приметные страховые случаи — менее «убыточные» (если говорить о непосредственных финансовых потерях), но не менее «медийные». А значит, в итоге принесшие Lloyd’s в долгосрочной перспективе дивиденды, перекрывающие потери: доказательство того, что данный страховщик заплатит, сколько обещал. Достаточно вспомнить «автобусный бойкот» 1955 года в американском штате Алабама, где взошла звезда чернокожего проповедника Мартина Лютера Кинга. Во время этих событий, с которых фактически началось массовое движение против расовой сегрегации, именно Lloyd’s выплатила страховки владельцам автобусов, принимавших участие в бойкоте.

Во время «автобусного бойкота» 1955 года в американском штате Алабама,  с которого началось массовое движение против расовой сегрегации, Lloyd's выплатила страховки владельцам автобусов, участвоваших в бойкоте

Во время «автобусного бойкота» 1955 года в американском штате Алабама, c которого началось массовое движение против расовой сегрегации, Lloyd’s выплатила страховки владельцам автобусов, участвоваших в бойкоте


Montgomery-Bus-Boycott---2

 

Но подлинный водоворот событий, чуть было не поглотивший даже столь мощное и уважаемое объединение страховщиков, начался в семидесятых годах прошлого века. «Турбулентность», в которую попал весь страховой бизнес, во многих отношениях продолжается по сей день.

Во-первых, ужесточение «родного» британского налогового законодательства в 1970-х почти поставило крест на использовании страховых компаний в качестве своего рода «антиналоговых убежищ». Затем участились скандалы с топ-менеджерами страховых компаний, входивших в Lloyd’s. Всякая аккумуляция денежных средств неизбежно ведет к соблазну использовать их «нецелевым образом»; а в страховом бизнесе к этому добавляется искус иного рода — по возможности скрыть от клиента важную информацию, от которой зависят оценки риска при определении страховых сумм и страховых премий. И, наконец, за последние полвека по миру прокатилась новая волна катастроф с поистине глобальными последствиями. Начиная с крушения танкера «Амоко Кадис» (в результате которого весь северный берег Франции оказался на грани экологической катастрофы) и крупнейшей на то время аварии на американской АЭС в Тримайл-Айленде — и заканчивая теми, что были названы выше.

Крушение танкера «Амоко Кадис» поставило на грань экологической катастрофы все северное побережье  Франции

Крушение танкера «Амоко Кадис» поставило на грань экологической катастрофы все северное побережье Франции

В 1980-х перед лицом уже полученных убытков и в преддверии надвигавшихся руководство Lloyd’s было вынуждено перейти к масштабной реорганизации структуры «клуба страховщиков» и его активов.

До принятия этих мер в Lloyd’s числилось более 30 тысяч индивидуальных страховщиков, объединенных в четыреста с лишним синдикатов. Во главе каждого стоял андеррайтер — специалист по оценке рисков. А сами риски распределялись между членами синдиката, каковыми могли стать любые граждане, обладавшие имуществом, которое играло роль залога для будущих возможных страховых выплат.

После реорганизации в синдикаты стали принимать корпоративных членов. Поэтому сегодня есть все основания называть Lloyd’s корпорацией — несмотря на то что формально эта организация корпорацией не является. Так, Lloyd’s не принимает на себя ответственность по договорам страхования, делегируя ее конкретным «подписавшимся» членам синдикатов, входящих в Lloyd’s. Кроме того, Lloyd’s не зарегистрирована на биржах, хотя некоторые из членов объединения представляют собой публичные компании.

Страховка на все случаи жизни и смерти

Корпоративная структура «не корпорации» Lloyd’s вкратце выглядит следующим образом. Во главе всего стоит Совет (Council of Lloyd’s), исполняющий функции коллективного топ-менеджера и главного регулятора страхового рынка внутри Lloyd’s. Совет состоит из 6 «рабочих» членов, 6 «внешних» и 6 «номинированных». Первых и вторых выбирают сами члены Lloyd’s, а кандидатуры «номинированных» (включая CEO) согласовываются с правлением Bank of England.

Интерьер нынешней штаб-квартиры  Lloyd's в лондонском Сити

Интерьер нынешней штаб-квартиры Lloyd’s в лондонском Сити

Само же «корпоративное тело» Lloyd’s состоит из «членов» (members) — владельцев страхового капитала — и «не членов». К последним относятся агенты, брокеры и другие профессионалы страхового рынка, помогающие «членам» заключать договоры страхования и перестрахования. До реорганизации членство в Lloyd’s предоставлялось лишь физическим лицам, имевшим достаточный капитал для покрытия рисков. В настоящее время на их долю приходится лишь одна десятая всего объема договоров — и число «физлиц» неуклонно снижается.

Клиенты (страхователи и перестрахователи) могут заключать договоры только через сертифицированных брокеров Lloyd’s, а не напрямую с синдикатами. Задача брокеров — найти для клиентов оптимальные условия среди синдикатов. По данным на прошлый год, в структуре Lloyd’s насчитывалось 1238 корпоративных членов плюс 773 индивидуальных члена с неограниченной ответственностью, а из «не членов» — 52 агента, 84 синдиката и 181 сертифицированный брокер.

Чем же заняты все эти профессионалы из лондонского Сити? Страхованием всего и вся. Вот лишь краткий список самых, скажем так, нестандартных объектов и рисков, застрахованных у Lloyd’s. Ноги Брук Шилдс, Тины Тернер и некоторых звезд Голливуда и шоу-бизнеса. Усы знаменитого игрока в крикет Мерва Хьюза. Нос американского певца, пианиста и комедийного актера Джимми Дюранта. Пальцы гитариста Кита Ричардса из The Rolling Stones. Вкусовые рецепторы ресторанного критика Эгона Ронэя. Голосовые связки Селин Дион, Боба Дилана и Брюса Спрингстина. Улыбка звезды телесериалов Америки Феррера. Зубы английского комика и певца Кена Додда.

New-Lloyd's-Building---3

 

Но все это меркнет в сравнении с такой «экстраваганцей», как рисовое зернышко, на поверхности которого некий патриотически настроенный британский «Левша» выгравировал портреты Ее Величества Елизаветы II и ее супруга герцога Эдинбургского! Или целая комедийная труппа (типа нашего Comedy Club), застрахованная на случай смерти кого-либо из зрителей… от смеха во время представления! О других страховых рисках — совсем не смешных — было сказано выше. И по сей день в главном зале штаб-квартиры Lloyd’s на лондонской Лайм-стрит, построенном на месте древнего римского форума, висит знаменитый колокол. Он был снят с французского парусника «Лютин», захваченного англичанами и пошедшего на дно в 1799 году. Раньше звон колокола означал получение известия. Если хорошего (застрахованное судно благополучно добралось до места назначения или было спасено после аварии в море), то колокол звонил два раза, а если приходили дурные вести, то один раз.

В настоящее время звон колокола можно услышать чрезвычайно редко. Дважды он звонит по какому-нибудь особо торжественному случаю, а «траурный» звон отмечает лишь особо масштабную трагедию (подобную тем, что упоминались выше) или ее годовщину.

Текст и подбор фото: Владимир Гаков