- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Про рационалов и иррационалов

dodonov

Николай Додонов

Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.

time4life.ru


Этот текст написан по мотивам статьи “Спонтанное планирование для тех, кто ненавидит тайм-менеджмент

Я не толстый, у меня просто кость широкая!

Ваш сын не тянет в математике, он просто гуманитарий.

Я не могу быть роботом, наверное, я иррационал.

* * *

«Гм, статья про иррационалов… Интересно! Оказывается, это нормально, что я вчера лег в 4 утра, потому что заканчивал проект, когда заказчик был уже не доволен. Оказывается вовсе не значит, что мне нужно немного взять себя в руки! Я — ИРРАЦИОНАЛ! Это звучит гордо! Теперь научно доказано, что такие, как я не умеют планировать, все делают в последний момент, хорошо чувствуют себя в хаосе и вообще я творческая личность».

Я считаю, что во мне лишних 8 кг. Наверное, пора поискать статью, которая откроет и научно докажет, что есть целая категория людей, которые по своей сути ДОЛЖНЫ набить желудок на ночь. Иначе они плохо себя чувствуют, злятся, не могут заснуть и бросаются на близких. Черт, искал-искал. Нет такой статьи. Наверное, мне нужно все же поработать над своей привычкой.

Хотя, я могу закопаться в то, что написал Фрейд, Юнг и прочие психологи (благо написали они ого-го) и по закону казуальности найти любое обоснование даже самому абсурдному утверждению.

Какое счастье, что знание так не работает! Наука проверяет гипотезы через предсказуемость. Если гипотеза верна, должны наблюдаться одни факты и не наблюдаться другие.  Закон казуальности в том, что внятно обосновать можно все, если постараться. А природа работает так, что только те гипотезы, которые соответствуют реальности, проверяются предсказаниями.

А предсказания вот в чем.

Если делить мир на рационалов и иррационалов, то должна быть одна категория людей, которая ПРИ ЛЮБЫХ условиях ведет себя как робот. И должна быть вторая категория людей, которая ведет себя, как иррационал.

Однако, что мы видим? Тех, кто при любых условиях ведет себя, как робот, НЕ БЫВАЕТ. Друзья! Рационалы — это миф. Но это НЕ ЗНАЧИТ, что есть иррационалы!

Человек собирается и напрягается только тогда, когда есть опасность. И это единственное, что его организует. Разница в том, как люди оценивают опасность. А эта разница главным образом, от разных целей (а так же, разного личного опыта, разных психотипов, разных сиюминутных состояний).

Если у меня есть цель, то я воспринимаю все, что этой цели угрожает, как опасность. Ведь цель отождествляется с желаемым образом меня, а все, что ей угрожает — угрожает мне и моему намерению.

Человек — в принципе иррационален, но это нельзя использовать, как оправдания. Наша иррациональность в том, что алгоритмы поведения, заложенные в генах и те, что закладываются обществом — не всегда адекватны ситуации. Например, любимые мной когнитивные ошибки.

Вот вам пример. Мяч и бита стоят $1.10; бита дороже, чем мяч ровно на $1. Сколько стоит мяч? Если вы подумали, что 10 центов — поздравляю, вы ошиблись. Почему вы так подумали? Потому что так работает эвристика репрезентативности. Мы применили вычитание (хороший и правильный метод) не в том месте. И ошиблись.

Мы иррациональны, потому что и социум программирует нас особым образом. «Если не получилось — значит так и надо». «Всяк сверчок знай свой шесток». «Я гуманитарий». «Это просто не мое». Когда ты понимаешь элементарные принципы, как ставятся и достигаются цели, какие процессы в голове происходят при планировании, это все оказывается не просто ересью. Это БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. Которое нам в детстве добавляют в кашки и колыбельки и которое нас потом убивает.

Мы рациональны только в 2-х стремлениях — бежим от опасности и боли и стремимся к выживанию. Способы же, которым он эти стремления проявляет — подвержены когнитивным искажениям и социальному программированию. Но это не значит, что мы имеем право оправдывать собственную сумбурность, привычку к беспорядку, привычку к хаосу мыслей и прочему, что приписывается иррационалам.

Мы следуем от опасности и за интересом. Мы бежим от боли и от того, что не интересно. Так мы живем, потому что так создан человек. Его НЕЛЬЗЯ заковать в оковы и сделать роботом. Рационалов не существует. Есть лишь те, кто чувствуют сильный интерес или мотивируются от опасности и из-за этого себя собирают.

Мы — живые. И мы имеем право меняться. Мы имеем право заниматься тем, чем нам интересно. Мы имеем право передумать и не идти на работу в будний день.

У нас есть разные психологические префененции. Разные склады характера. Мы холериги, сангвиники, флегматики… Мы синие, красные, желтые и зеленые. Нас можно категоризировать еще на сотню разных типов. Есть те, кто больше слушает голос разума, и те, кто слушает сердце. Но принцип — всегда один. Нас может болтать в разные стороны, если у нас нет цели (или эта цель нас не вдохновляет) и если мы не чувствуем опасности, которая побуждала бы нас трудиться. Человек — не робот. Но он может стать собранным, если есть опасность.

Любой «иррационал» может вспомнить периоды, когда он был собран. Когда он вставал по расписанию и много работал. Любой «рационал» был «раздолбаем», когда его положению или целям ничего не угрожало.

Человек — превосходный термостат. Мы отлично умеем держаться внутри комфортного коридора, а для этого автоматически регулируем свое поведение.

Когда нам холодно — одеваемся, жарко — раздеваемся, ну и тд.

Комфортный коридор это любой диапазон, внутри которого мне привычно и безопасно. Если я привык 4 раза кушать в день и плотно ужинать на ночь, мне будет сложно от этого отказаться, потому что термостат на это настроен.

Я более-менее легко могу кушать на час позже или раньше, но сильнее изменить график приемов пищи будет уже сложно. Любое отклонение будет восприниматься как дисбаланс и наш термостат включится, окажет сопротивление и вернёт систему к центру комфортного коридора, к покою.

Однако по настоящему интересно то, что выход за границы комфортного коридора рождает не просто стремление вернуться. Мы хотим воздать себе за страдания и лишения, восполнить эмоциональные потери.

Например, я готовлюсь к пляжному сезону и хочу похудеть. Это включается термостат более высокого уровня, который отвечает, например, за самооценку или желание обзавестись девушкой.

Ради того, чтобы он пришел к балансу (я собой доволен или у меня есть девушка), я готов поступиться балансом термостатов нижнего уровня. Так что я сажусь на диету и перестаю кушать перед сном, что вызывает значительные страдания и неудобство.

Однако, как только термостат более высокого уровня отключается (пляжный сезон прошел, в одежде я снова собой доволен) младший термостат возвращается к точке 0 с усилием, которое равно «возврат к привычному» + «желание воздать за понесенные неудобства».

В результате чего я не просто начинаю плотно ужинать, а закидываюсь на ночь вкусным тортиком, от которого так долго отказывался, да еще набиваю живот, как барабан.

Когда слишком хорошо поработаешь наступает эффект диеты. После которого хочется не просто меньше заниматься делами, а закинуться парой пива, врубить телек или засесть за компьютерные игры. И тогда рационал становится иррационалом.

И вот эта гипотеза подтверждается наблюдениями и дает проверяемые предсказания.

Закончим вот чем.

Если вы чувствуете, что день строится под ваш интерес — это прекрасно. Если вы чувствуете, что не можете заниматься тем, чем планировали — меняйте планы под свой интерес.

Если вы не знаете, чего бы искренно хотели бы достичь — подумайте над тем, что в вашей работе доставляет вам действительное удовольствие? И как это можно сформулировать в виде цели, достигать которую было бы интересно?