- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Пять причин для назначения наемного гендиректора

!foto_kol_glazunov2

Ярослав Глазунов

Член глобальной практики по работе с советами директоров Spencer Stuart – международной компании в области поиска, оценки и развития членов советов директоров и топ-менеджмента. Консультирует частные и публичные компании по вопросам формирования и развития советов директоров и управленческих команд, а также планирования преемственности.
Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова, прошел обучение по программе лидерства в бизнес-школе INSEAD. Член международной организации бизнес-лидеров Young Presidents Organization (YPO).
yglazunov@spencerstuart.com


 

Один мой знакомый предприниматель обладает удивительной способностью постоянно генерировать бизнес-идеи и реализовывать их. За последние 12 лет он создал три успешные и самодостаточные компании. Каждую из них на определенном этапе возглавил либо человек из его команды, либо руководитель извне. Мой знакомый считает, что к компании нужно относиться как к ребенку: главное — обеспечить поддержку и создать правильное окружение. «Я могу точно определить, насколько перспективен бизнес, спрогнозировать риски, — говорит он, — но ежедневные заботы вводят меня в уныние и ступор. Поэтому я занимаюсь тем, что получается у меня лучше всего, а остальное в компании делают профессионалы».

Уверен, у каждого собственника могут быть свои причины для найма генерального директора. Я условно выделяю пять главных причин.

Высвободить время.

Успешные бизнесмены умеют распределять время. Будучи людьми с множеством интересов, живущими насыщенной жизнью, они ценят возможность высвободить время для новых проектов и интересов. На определенной стадии развития бизнеса роль владельца снижается, и на должность генерального директора можно пригласить профессионального управленца.

Придать новый импульс бизнесу.

Владелец розничной компании, проведя у ее руля 14 лет, начал замечать губительные признаки стабильности. Он обладал глубокими знаниями соответствующего сектора рынка, умел предвидеть ситуацию, но понимал, что сил на новый рывок ему явно не хватает. Подобная ситуация, в которой несколько лет назад оказался один из моих знакомых, довольно типична. С годами накапливается усталость и желание сворачивать горы угасает. Собственник понимает, что наработанный им «багаж» представляет собой колоссальную ценность, но подхватить и понести его дальше должен тот, кто полон энергии.

Восполнить недостающие знания.

Изменение размера компании, влияние высоких технологий, глобализация — все эти факторы предъявляют новые требования к знаниям, необходимым для управления организацией.

Некоторое время назад я вместе с группой бизнесменов присутствовал на выступлении соучредителя Apple Inc Стива Возняка в Сингапуре. Возняк уверен, что через семь-восемь лет не останется ни одной традиционной отрасли, которая не подвергнется трансформации в результате развития новых технологий. Не каждый руководитель будет способен принять подобный вызов и предпринять необходимые действия для сохранения и развития своего бизнеса.

Вывести бизнес на новый уровень.

Многим знакома ситуация, когда компания медленно «плывет по течению», демонстрируя стабильность и умеренный рост, но никак не может выйти за рамки своей ниши, несмотря на все свои старания. Я знаю одного владельца компании, которая работает в сегменте премиальных напитков. Несколько лет назад ему стало тесно в этой рыночной нише, но по определенным причинам он не решался «расширять границы» своего бизнеса и выходить на рынки других стран. Однако, понимая все перспективы и выгоды, которые сулит вывод бизнеса на новый уровень, он нанял опытного управленца, который и реализовал его. Сегодня компания работает в 18 странах и в трех новых сегментах. При этом выручка компании увеличилась в шесть раз.

Реализовать изменения.

Мало кто любит и хорошо умеет менять организационную структуру, сокращать персонал, повышать производительность труда. Что, если бизнес уже дошел в своем развитии до стадии, когда необходимы преобразования? Что, если уже невозможно работать, как раньше, и компания катится по наклонной? Опытный управленец может взять ситуацию под контроль и помочь компании обрести «второе дыхание».

Если исходить из того, что бизнес — это «ребенок», а собственник — «родитель», то станет понятно, что поиск заботливого «опекуна» для своего ребенка — это весьма болезненный процесс. Передача «родительских прав» будет проходить легче, если процесс хорошо спланирован, а «опекун» уже какое-то время провел в «семье». Какими бы ни были причины назначения наемного генерального директора, их цель — продолжать обеспечивать благосостояние акционеров через эффективное управление бизнесом.