- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Все в сад

exotic

 

Рынок экзотических растений в России дал ростки в начале «нулевых», но зрелым его нельзя называть и по сей день. Его объемы не берутся оценить ни участники рынка, ни эксперты: пока одни игроки рассчитывают собрать большой урожай, другие считают этот сегмент слишком непредсказуемым.

Оптимистов вдохновляет пример западных предпринимателей, занимающихся экзотическими растениями. Зарубежные рынки экзотических растений расцвели гораздо раньше, чем в России. К примеру, Питер Д’Амато — автор бестселлера «Дикий сад» (The Savage garden) и хозяин самого большого питомника плотоядных растений в США — основал свой бизнес в 1989 году. «В США торговля экзотическими растениями — бизнес прибыльный и динамично развивающийся, — рассказывает Д’Амато. — Мы не только реализуем продукцию на местном рынке, но и отправляем каждую неделю сотни растений за рубеж».

В России же экзотические растения и их семена массово появились в продаже лишь полтора-два года назад, этот рынок только-только зарождается, поэтому свободных ниш на нем много. По мнению Игоря Зимарева, владельца интернет-магазина «Редкие тропические растения и семена», раньше у российских потребителей просто не было лишних денег на это достаточно дорогое удовольствие. Рита Максимчук, соучредитель интернет-магазина редких растений и семян «Экзотики», объясняет рост интереса россиян к необычным растениям «экологической модой». «Людей потянуло к природе», — считает она.

Для того чтобы открыть такой бизнес, серьезных инвестиций не требуется. «Я открыл свое дело, почти ничего в него не вложив. Мне просто нравилось выращивать растения, и я подумал, почему бы не начать их продавать оранжереям?» — вспоминает Питер Д’Амато. Предприниматель из Ростова-на-Дону Игорь Пугач, основавший интернет-магазин «Кактусенок», тоже пришел в этот бизнес из любви к ботанике. «Коллекционировать кактусы я начал случайно, — рассказывает он. — Переехав на новую квартиру, нашел на подоконнике два увядающих кактуса. Мне стало их жалко». Спасая кактусы, Игорь увлекся ими не на шутку и стал выращивать кактусы из семян. Из 100 семян всходило 50, выживало — 10. «Мне для коллекции было достаточно и пары экземпляров, остальные надо было куда-то пристроить», — вспоминает Пугач. Он раздавал кактусы друзьям и знакомым, а потом начал продавать на рынке по выходным. К удивлению Игоря выяснилось, что торговля любимыми кактусами приносит доход, равный половине его зарплаты на основном месте работы. Финансовый кризис Игорь воспринял как шанс заняться собственным делом: три года назад он уволился с прежней работы и занялся продажей кактусов через интернет, купив для этого готовый сайт за 24 тыс. рублей. «Прикинув расходы, я понял, что так будет дешевле, чем заказывать сайт разработчикам. Мне не потребовался системный администратор: все отлично работает», — поясняет Игорь Пугач. Заказы на кактусы он получает со всей России, причем в основном через социальные сети. Больше всего покупателей — около 30% — из Санкт-Петербурга.

Сейчас в коллекции Игоря Пугача около 900 видов растений, но на продажу он предлагает только 200 видов: кактусы растут долго, с момента посадки до подготовки к продаже проходит примерно 2,5-3 года. Новый «урожай» как раз созревает, и Пугач рассчитывает выйти в 2013 году на пик продаж. Пока при обороте 120-180 тыс. рублей в месяц Пугач получает 60-70 тыс. рублей ежемесячного дохода, однако предприниматель рассчитывает, что со временем прибыль достигнет 350-400 тыс. рублей в месяц.

exotic_plants

 

Этот бизнес сезонный (летом заказов мало, зимой растения могут пострадать при доставке, так что основные продажи приходятся на весну и осень), поэтому очень часто предприниматели, занимающиеся экзотическими растениями, нанимают сотрудников не в штат, а на условиях фриланса или обращаются к понимающим родственникам. «У нас семейный бизнес. Старший сын занимается сайтом и поставщиками. Младший — логистикой», — рассказывает Рита Максимчук. «Количество сотрудников зависит от объема работы. Иногда в моей компании трудится и 10 человек», — уточняет Игорь Зимарев. В штате «Кактусенка» числится только его учредитель Игорь Пугач, остальные сотрудники работают на условиях фриланса. «Два человека занимаются сайтом: один — продвижением, другой — приемом заказов. У персонала, который работает с растениями, оплата сдельная. Скажем, нужно пересадить пятнадцать ящиков, я знаю, что каждый ящик обойдется в 50 рублей, и ищу того, кто может этим заняться».

Еще одна статья расходов — перевод документации. Поставщики обычно предоставляют информацию на иностранном языке, поэтому приходится переводить описания и инструкции по уходу за растениями.

Российские предприниматели, занимающиеся экзотическими растениями, как правило, заказывают семена за границей, а выращивают их сами. «Я покупаю семена в питомниках Германии, Франции, Италии. У меня несколько маленьких домашних теплиц и одна большая — 160 квадратных метров — на улице», — рассказывает Игорь Пугач.

Обычно игроки этого рынка занимают каждый свою узкую нишу: кто-то занимается кактусами, кто-то — растениями-хищниками, кто-то —

особо редкими цветами. «У нас около 40 зарубежных поставщиков. Если клиент хочет приобрести растение, которого у нас в стране нет, мы в 9 из 10 случаев его найдем, — объясняет Игорь Зимарев. Правда, сейчас он растения сейчас не продает, так как с ними много проблем при пересылке. — А семена мы отправляем клиентам из всех уголков России — от Калининграда до Камчатки. Иногда заказывают даже из других стран. Несколько раз отправляли ценный груз в Камбоджу». Игоря Пугача пересылка почтой не пугает: он разработал собственную систему упаковки, благодаря которой растения доходят до адресата в прекрасном состоянии без земли, света и воды.

Своих покупателей Игорь Пугач делит на три группы. Первая, самая многочисленная, — домохозяйки, которые любят комнатные растения и обычно совершают покупки под влиянием эмоций, просто выбрав понравившийся цветок. Вторая — коллекционеры кактусов, которые периодически приобретают редкие сорта. Третья — молодые люди от 18 до 30 лет, относящиеся к разведению кактусов как к хобби и часто покупающие растения в подарок.

Разброс цен на экзотические растения довольно велик. Так, некоторые кактусы у Игоря Пугача можно приобрести всего за 50 рублей, другие обойдутся в полторы тысячи рублей, а за отдельные придется выложить более 5 тыс. рублей. На редкие виды цены кусаются: один из экземпляров своей коллекции Игорь Пугач продал даже за 12 тыс. руб.

Несмотря на то что основной канал продаж для Пугача — интернет, он планирует открыть у себя в Ростове-на-Дону и обычный магазин. Предприниматель хочет, чтобы это был не просто «кактусовый супермаркет», а своеобразный салон-галерея, где люди смогут посмотреть на растения, получить информацию по уходу за ними и при желании приобрести. На реализацию проекта, по его подсчетам, нужно 960 тыс. руб. В такую сумму обойдется ремонт помещения, покупка оборудования, производство брэндированных горшков и рекламная поддержка. «Вложения окупятся через девять месяцев», — уверен Игорь. Впрочем, не всем предпринимателям перспективы этого рынка представляются радужными. «Экзотические растения — не вещь первой необходимости. Сегодня у людей есть деньги, они могут позволить себе диковинные цветы. А уже завтра ситуация может измениться», — считает Игорь Зимарев.

 


Стоимость «экзотов» колеблется в массовом сегменте от десятков рублей до нескольких тысяч.

Одна из самых дорогих сделок в истории кактусоводства случилась в 1843 году. Экземпляр кактуса Ariocarpus kotschoubeyanus (Ариокарпус Кочубея) был продан за $200: с учетом тогдашнего курса валюты за каждый грамм растения заплатили два грамма золота.


 

Текст: Ольга Бахлина