- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Меняй привычки

mehiyУправленческий опыт американца Уоррена Растэнда уникален: за свою долгую жизнь он успел побывать топ-менеджером более чем в 50 организациях, причем в 17 из них занимал должность CEO. В 1973 году молодой Растэнд, будучи помощником министра торговли США, принял участие в подписании договора о начале поставок в Советский Союз «Пепси-колы», ставшей одним из символов брежневской «разрядки». Спустя почти четыре десятка лет он вновь оказался в Москве, на этот раз с другой исторической миссией — по приглашению членов российского отделения предпринимательской организации ЕО Уоррен приехал поделиться своим богатым жизненным опытом с молодыми бизнесменами. «Свой бизнес» не преминул воспользоваться возможностью встретиться с прославленным гуру и задать ему ряд вопросов.

«Ген предпринимательства существует»

Уоррен, вы яркий пример человека, который добился впечатляющих успехов. Но далеко не каждый успешный бизнесмен желает и способен научить других людей быть успешными. Почему вы решили делиться своей мудростью?

В китайской философии человеческая жизнь разделена на четыре этапа. Первые 25 лет человек растет. Следующие 25 лет — получает воспитание, учится. Еще 25 лет он занимается активной деятельностью, что-то дает миру. А оставшуюся четверть века учит других, передает им свои знания. Мне кажется, в своей жизни я уже дошел до этого последнего этапа.

А в индуизме принято посвящать последнюю четверть жизни самоотречению, блужданию по лесным тропинкам в одиночестве…

Это уж точно не для меня! Я делаю все возможное, чтобы тот опыт, который мне самому удалось перенять от коллег по бизнесу, оказался полезным для молодых предпринимателей, помог им стать успешнее. Я накапливаю в своем «банке знаний» события, идеи и мысли, которые помогли добиться успеха мне самому. Если мой опыт кому-то поможет, значит, я не зря его получил.

Что еще повлияло на ваше мировоззрение помимо китайской философии?

В основном я набирался знаний от людей, которые меня окружали, — школьных учителей, спортивных тренеров, коллег. Благодаря им я осознал, что потенциал человека огромен, но необходимо прикладывать усилия, чтобы его раскрыть.

Кстати, мое мировоззрение не является окончательно сформировавшимся. Я каждый день узнаю что-то новое, остаюсь открытым для всего, что происходит вокруг меня.

Как бы вы обобщили свой опыт лидерства?

Квинтэссенция лидерства, как я ее понимаю, — никогда не сдаваться. Лидер умеет преодолевать ограничения, которые ему навязывает его собственное сознание. Лидер дает другим повод рассчитывать на него. Он способен стать примером для подражания. Когда люди наблюдают за действиями лидера и за их результативностью, они в конце концов осознают, что те же самые шаги они могут сделать и сами. Но без лидера они бы никогда не пришли к такому выводу.

Есть два типа лидерства. Первый — «транзакционное» лидерство, когда лидер выполняет свои функции, пользуясь полномочиями, которыми его кто-то наделил. Второй —«трансформационное» лидерство, когда человек независимо от наличия или отсутствия каких-либо полномочий трансформирует окружающий мир вокруг себя и ведет за собой других людей. Многие люди могут даже не осознавать, что способны быть трансформационными лидерами, но, когда приходит их час, становятся лидерами естественным образом.

Нас традиционно интересует вопрос, какими качествами должен обладать предприниматель. Как бы вы на него ответили?

Знаете, недавно я ознакомился с результатами исследования, проведенного в Лондонской школе экономики, в котором приняли участие около 10 тыс. человек. Каждый из участников был либо предпринимателем, либо топ-менеджером. Исследователи поставили цель выявить типичные черты предпринимателей, и им это удалось. Выяснилось, что в каждом предпринимателе ярко выражено одно из таких качеств, как интеллект, креативность, лидерство. Кстати, обнаружился и еще один признак, достаточно деликатный, — склонность к выпивке и сексу.

А существует ли, на ваш взгляд, «ген предпринимательства»?

Да я просто уверен в существовании этого гена! Способность к предпринимательству, на мой взгляд, полностью предопределяется генетической структурой человека. Причем присутствие этого гена можно достаточно легко обнаружить, не прибегая к научным методам. Главным критерием предрасположенности человека к предпринимательству является осознанная готовность рисковать. Многие люди очень консервативны и предпочитают избегать риска. Другие же с готовностью берутся за рискованные дела. Причем это проявляется не только в бизнесе, но и в других аспектах жизни.

Человека невозможно уговорить или заставить стать предпринимателем, предпринимательство не является результатом какой-либо мотивации. Это генетическое, это идет изнутри. Предпринимателями рождаются. Человека можно научить красиво говорить, досконально разбираться в финансах и менеджменте, но нельзя научить браться за дело, сопряженное с риском.

meniy3Чем сегодняшние предприниматели отличаются от своих предшественников?

Прежде всего, склонностью к более тщательному обдумыванию решений. Современный предприниматель стал более консервативным, и это произошло не само собой. Повлияли такие события, как крах доткомов. В конце 1990-х годов предприниматели без особых раздумий вкладывали деньги в интернет-проекты. Когда «пузырь» лопнул, большинство пострадавших инвесторов стали консерваторами. Они не желали более иметь дело с виртуальными активами. В результате мир много потерял, поскольку множество замечательных идей не воплотились в реальность. Еще одно событие подобного рода — ипотечный кризис в США. До 2007 года американский рынок недвижимости неуклонно рос, но затем рост сменился беспрецедентным падением. В итоге люди стали бояться инвестировать в недвижимость, создав тем самым негативный импульс, повлиявший на настроения предпринимателей и инвесторов в других сегментах рынка.

Что важнее для предпринимателя — получать позитивный опыт или учиться на ошибках?

Я считаю, что важно и то и другое. Успех обычно ожидаем, а неудача, как правило, застает человека врасплох. Безусловно, людям свойственно гордиться своими успехами, а о неудачах они стремятся поскорее забыть. Но следует иметь в виду, что неудачи заставляют нас глубже вникать в предмет, быть более пристрастными, настойчивыми, готовыми к сопротивлению. Ошибки — важная часть нашего опыта, даже если они обходятся нам очень дорого.

Успех, неудача — вам не кажется, что зачастую это зависит от везения?

Разумеется, фактор везения играет свою роль. Бывает, что у вас есть замечательная идея, рынок готов ее тотчас принять, а инвесторы выстраиваются в очередь, чтобы вложиться в вашу идею. Но иногда обстоятельства складываются так, что для столь же замечательных идей не находится места на рынке, и предприниматель терпит неудачу. Чтобы вам повезло, нужно, чтобы совпал ряд положительных факторов. Замечательная идея, потерпевшая неудачу сегодня, может «выстрелить» через десять лет, когда созреют предпосылки для ее реализации.

Не каждый согласится ждать десять лет. Можно ли каким-то образом «приманить» везение?

Тут все зависит от способности предпринимателя внимательно изучить рынок и адаптироваться к нему. Если он хорошо проделает эту работу, то перед ним откроется незанятая ниша, в которой он может реализовать свои идеи. В США, например, такой нишей стал рынок электромобилей.

Инженеры Toyota нашли свободную нишу и создали гибридный автомобиль Prius, который сегодня не имеет себе равных. Другой пример успеха в области маркетинга — становление и развитие Apple под руководством Стива Джобса. Он понял, чего хочет потребитель, он вычислил конкретное время, в которое потребитель будет наиболее заинтересован в новом продукте, и добился того, что целевой аудиторией Apple стал весь мир.

Apple и Toyota, вероятно, не самый близкий и наглядный пример для российских предпринимателей. Небольшим технологическим стартапам зачастую остается надеяться только на благосклонность венчурных инвесторов. В этом отношении предприниматели из США и других стран сейчас в неравном положении…

Да, безусловно, в США великое множество частных инвестиционных компаний, которые готовы вкладываться в предпринимательские проекты. Но стоит отметить, что эта инфраструктура сложилась далеко не сразу. Рынок инвестирования в США начал зарождаться в 1950-х, а более или менее функциональным стал лишь в 1980-е. Долгое время инвестирование было прерогативой традиционных финансовых учреждений, и банки крайне неохотно уступали эту нишу инвестфондам. Тем не менее капитализация последних к 1980-м достигла масштабов, которых было достаточно, чтобы потеснить банки. Касательно вашего замечания о том, что американцам повезло больше, чем остальному миру: а что мешает России направить часть своих колоссальных финансовых ресурсов на формирование собственного рынка частного инвестирования?Нефтедоллары вполне можно превратить в эффективный инвестиционный капитал.

Учитывая, что в России нефтегазовым капиталом управляют монополии, вряд ли этому суждено случиться…

В США крупные корпорации, в том числе претендующие на статус монополистов, обычно имеют в своей структуре подразделения, отвечающие за инвестиционную политику. При этом деньги могут вкладываться не только во внутрикорпоративные проекты, но и в проекты, не имеющие прямого отношения к бизнесу данной корпорации. Важно и то, что эта деятельность носит не разовый, а систематический характер и в ней есть место для «длинных» инвестиций. Я верю, что то же самое возможно и в России. Тем более что вам есть куда вкладываться — в технологии, в модернизацию.

«Решений, которые принимаются один раз в жизни, немного»

Во время своей лекции в Москве вы говорили о развитии личности предпринимателя. Не могли бы вы поделиться некоторыми рекомендациями с нашими читателями? Есть ли у вас некий общий алгоритм, благодаря которому можно стать более успешным человеком?

Человека делают его привычки. Успешных людей отличает способность «лепить» себя, менять привычки. Если вам кажется, что у вас этой способности нет, начните ее тренировать прямо сейчас. Практика показывает, что результаты появляются менее чем за месяц.

Можно начать с самого простого — если вы бреетесь левой рукой, то начните бриться правой. Либо если вы обычно начинаете чистить зубы с левой стороны рта, то начните чистить их справа.
Разве такие перемены способны повлиять на успех в жизни?

Такая практика нужна для того, чтобы отучить вас жить прошлым и приучить жить будущим. С прошлым нас зачастую связывают плохие привычки, воспоминания, шаблоны поведения. Будущее же способно сформировать в нас новые, позитивные привычки и качества, открыть новые возможности.

Есть одна хорошая притча. Шел как-то раз путник по дороге и встретил троих мужчин, которые выполняли какую-то работу. Он подошел поближе и увидел, что каждый из них берет в руки кирпич и выкладывает стену. Путник подошел к первому и полюбопытствовал: «Что это ты делаешь?». «Кладу кирпичи», — ответил рабочий. Путник задал тот же вопрос второму мужчине. «Строю стену», — ответил он. Тогда путник задал свой вопрос третьему строителю. «Я возвожу кафедральный собор», — ответил тот. Внешне их действия были неотличимы, но каждый из них вкладывал собственный смысл в свою работу. Суть притчи в том, что человек может расширять свое креативное пространство. Даже если ты кладешь кирпичи, не ограничивай себя мыслями о том, что ты их просто кладешь или строишь из них стену. Ты возводишь кафедральный собор.

Упражнения, целью которых является избавление от старых привычек и приобретение новых, в конечном итоге помогут вам добиться существенных сдвигов. В частности, одна из больших задач — поставить под контроль свое мышление, от которого в первую очередь зависит успех. Все успешные люди управляют своей жизнью при помощи разума. Следующий компонент — это упражнения для тела. С возрастом человеку свойственно терять физическую форму в силу естественных процессов. Значит, этому надо как-то противодействовать, а это возможно только за счет полноценных физических нагрузок. Важнейший фактор — правильное питание. Еще один компонент — это дисциплина, следование распорядку. А способность соблюдать дисциплину зависит от наличия целей. Жизнь требует от человека целенаправленных, стратегически оформленных действий.

Что помогает сформулировать правильные цели?

Умение делать сознательный выбор. Созна­тельный выбор появляется после того, как человек научится быть открытым. В первую очередь — открытым для окружающих. Причем эта открытость не должна быть пассивной. Человек должен быть готов служить другим, учитывать их интересы и предпринимать соответствующие действия со своей стороны.

Сознательный выбор лучше всего можно проиллюстрировать на примере решений, которые принимаются один раз в жизни. По моим представлениям, их немного. Во-первых, это решение о создании семьи, выборе партнера. Во-вторых, это решение, будешь ли ты употреблять наркотики и алкоголь. И в-третьих, один раз в жизни ты делаешь решительный шаг в определении своих этических принципов. В жизни много событий происходит один раз. Омар ибн Аль-Халиф называл четыре вещи, которые невозможно вернуть: пущенная стрела, сказанное слово, потраченное время и упущенная возможность.


meniy

Уоррен Растэнд

В 1965 году получил степень бакалавра в Университете Аризоны, в 1971 году — степень магистра по политологии. В 1969 году основал компанию Warren Rustand Associates и стал ее президентом. В 1973 году стал стипендиатом программы White House Fellows и начал деятельность в Белом доме. В декабре того же года был назначен на должность директора по планированию и развитию в аппарате вице-президента США. В сентябре 1974 года приступил к работе в ранге секретаря президента США Гарольда Форда и занимал этот пост до 1976 года. С октября 2001 года является главой Summit Capital Consulting.  С мая 2005 года занимает должность директора Providence Service Corp. С декабря 2007 года возглавляет MedPro Safety Products, Inc. Также занимает пост председателя международной организации L3, которая помогает бизнесменам старшего возраста развивать свои лидерские качества.

Уоррен Растэнд — бывший глава World Presidents’ Organization (WPO) и руководитель учебной программы для предпринимателей «Рождение гигантов» в MIT.


Беседовали: Дмитрий Кристофор, Артем Пащук
Текст: Дмитрий Кристофор
Фото: Артем Пащук