- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Нельзя скопировать Кремниевую долину, но можно построить свою

loЭта статья создана нашим корреспондентом Андреем Скрипкиным в рамках авторского проекта «Вокруг света в поисках предпринимательской мудрости». Первая фаза проекта посвящена предпринимателям Юго-Восточной Азии. Андрей побеседовал с известными в регионе основателями компаний, которые закладывают фундамент будущей экономики


dashside1

Даш Дхакшинамурти

Малазийский предприниматель, свой первый бизнес начал в возрасте 26 лет, занявшись оказанием бухгалтерских и консалтинговых услуг предпринимателям. Позднее получил MBA в Шотландии и степень доктора наук в Кембридже. В 2010 получил грант на изучением американской экосистемы стартапов. Вернувшись в Малайзию, начал организовывать глобальные предпринимательские мероприятия совместно с международными организациями. Параллельно стал развивать проект StartupMalaysia, который призван мотивировать начинающих малазийскихпредпринимателей, оказывать им менторскую поддержку и обеспечивать доступ к обширной сети контактов.


Порой складывается впечатление, что едва ли не в каждой стране правительства, инвесторы и предприниматели, очарованные примером Кремниевой долины, всерьез озабочены тем, как создать у себя аналогичный центр технологического предпринимательства в миниатюре. Зачастую подобные попытки остаются дорогостоящими экспериментами с незначительным выхлопом. Российское «Сколково» можно назвать одним из таких утопических проектов. В Малайзии есть два своих города-технопарка, которые начали развиваться раньше, около двадцати лет назад. Даш Дхакшинамурти рассказал «Своему Бизнесу» о том, как изменилось отношение чиновников и предпринимателей к местным «филиалам Кремниевой долины» за этот достаточно долгий срок.


Вы были наблюдателем и активным участником малайзийской стартап-индустрии с момента ее зарождения. Что изменилось за это время?

Главным образом, изменились три вещи. Первое — люди теперь знают о стартапах. Они верят в то, что могут начать свой бизнес и преуспеть.

Второе важное изменение заключается в том, что отношения между разными участниками экосистемы стартапов стали более зрелыми. Заинтересованные стороны научились говорить друг с другом, договариваться, совместно решать проблемы. Раньше суть отношений обычно сводилась к выжиманию денег из самых успешных идей. Теперь участники экосистемы заинтересованы в ее комплексном развитии.

Третье изменение — правительство страны теперь лучше понимают, как работает эта система. Раньше правительство просто выделяло деньги, этим его влияние ограничивалось. Теперь же, благодаря более четкому и тонкому пониманию процессов работы, правительство привносит положительный эффект, организует очень много полезных мероприятий.

dash.dhakshinamoorthy_1330500674_37

Это известный факт — в девяностых годах правительство Малайзии вбухало огромные деньги в строительство двух городов-технопарков. В каком состоянии они сейчас?

В те годы чиновники мечтали построить аналог Кремниевой долины, просто скопировать американский опыт. Все надеялись, что концепция приживется в Малайзии и страну ждет бум технологического предпринимательства. Эти ожидания не оправдались. Теперь задача стоит другая: мы должны построить переосмысленную модель Кремниевой долины, адаптированную под местные условия. И правительство уже осознало необходимость такой «локализации».

То есть ошибка заключалась в бездумном клонировании американской модели?

Я бы не стал называть это ошибкой. Это было единственное видение на тот момент, другого видения не было. Задним умом мы все сильны, сейчас легко пенять правительству на то, что деньги были потрачены впустую. На самом деле развитие экосистемы было похоже на развитие стартапа. Стартап же постоянно изменяется в поисках работающей бизнес-модели, и спустя несколько лет может показаться, что первоначальная идея была в корне неверной. В действительности же происходила эволюция, и первая идея, которую позднее признают ошибочной, играет роль фундамента для развития проекта.

Как вы оцениваете текущую ступень эволюции малайзийской стартап-индустрии?

Я думаю, она еще очень далека от идеала, и нигде в мире не существует пока идеально работающих экосистем для стартапов. Но в данный момент в Малайзии есть отличная перспектива, сейчас предприниматели и правительство работают вместе над развитием экосистемы в правильном направлении с учетом локальных потребностей.

А почему столько малайзийских предпринимателей предпочитают переехать в Сингапур?

Огромное количество малазийских предпринимателей открывают бизнес в родной стране, и только немногие уезжают в поисках финансирования. Естественно, тех, кому удалось найти инвесторов в Сингапуре, еще меньше. Причем те, кто привлек финансирование за границей, зачастую возвращаются обратно, поскольку рынок Малайзии и Индонезии более ёмкий. В Сингапуре проще и дешевле найти капитал, но в Малайзии проще и дешевле нанять талантливых специалистов, что с точки зрения предпринимателя однозначное преимущество.

Ради чего вы организовывали международные мероприятия в Малайзии?

Подобные мероприятия призваны привлечь внимание всего мира к нашей стране, к тому, чем мы занимаемся. Это стимулирует сотрудничество с компаниями, инвесторами и правительствами других стран. Я считаю, что предпринимательское сообщество в одиночку с такой задачей не справится, правительство обязательно должно показывать свою расположенность к развитию взаимовыгодных отношений с зарубежными партнерами, предоставлять преференции и подписывать меморандумы о намерении сотрудничать. Международные мероприятия в данном контексте являются лишь отправной точкой, где стороны могут встретится, познакомиться, обсудить общие интересы.

Какие принципиальные различия вы видите между американской и азиатской бизнес-средой?

В Америке очень просто масштабировать бизнес-идеи. Подобно Starbucks, вы можете начать с одной кофейни, а потом растиражировать эти заведения по всей стране с относительно однородным 300-миллионным населением. Большинство американцев говорят на английском, и культура потребления у них тоже однородная. Например, потребителям нравится быть в тренде, они готовы пробовать новые продукты и пользоваться новыми услугами.

В Азии рыночная экономика начала развиваться не так давно. Когда закончилась эра колониализма, государствам пришлось заново отстраивать все системы социальной и финансовой жизни. Каждая страна в Азии отличается друг от друга: разные религии, разные политические системы и языки. Сегментация рынков просто огромная, и каждый рынок требует особого подхода. Немного облегчает ситуацию то, что в крупных городах большинство жителей владеют английским. Это позволяет международным стартапам тестировать свои продукты и услуги, двигаясь от одного города к другому.

Вы сначала стали предпринимателем, а потом уделили время получению качественного образования на Западе. Среди молодых предпринимателей распространено мнение, что диплом не поможет вам построить успешный бизнес — многие смотрят на примеры Брэнсона, Гейтса, Джобса, Цукерберга и других выдающихся бизнесменов, которые бросили учебу, чтобы посвятить себя бизнесу. Какова ваша точка зрения на ценность формального образования? И какую роль играет выбор университета?

К людям, которых вы перечислили, приковано внимание, они авторитетны, поэтому может показаться, что сделанный ими выбор будет оправдан и в вашем случае. Но если посмотреть на это статистически — поинтересоваться, сколько всего людей, бросивших учебу, преуспели в бизнесе, — то мы увидим, что таких очень немного. На мой взгляд, высшее образование является критически важным. Профессора в ВУЗах учат студентов, как правильно думать, и если грамотно подходить к учебе, то можно научиться правильной модели размышления и построения профессиональных связей.

Конечно, лучше учиться в Гарварде или Стэнфорде, но не многие могут себе это позволить. Это не должно стать камнем преткновения. Если грамотно заниматься построением сети контактов в своем университете, городе, стране, то для вас не составит проблемы познакомиться с тем, кто вам нужен, используя уже имеющиеся контакты.


Другие сюжеты этого проекта:

Как заработать $10 млн в год, продавая воздух

A.Sandiaga.Indo_.0703_sandiaga-uno_416x416

Интервью: индонезийский инвестиционный магнат Сандиага Салахудин Уно

IBU MARTHA 21

Экзотика в массы: как продавать локальный товар по всему миру

hel_round

Органика без бюджета: как продвигать фермерские товары внутри и за пределами своей страны