- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Почему сотрудники уходят и как это предотвратить

quit

Прошло то время, когда специалист сразу после профессионального учебного заведения устраивался на работу и трудился в одной организации до самой пенсии. Сегодня работники более динамичны и мобильны: по результатам недавнего опроса Kelly Global Workforce Index ежегодно почти половина (43%) россиян меняют работу, еще 33% постоянно мониторят рынок труда на наличие подходящих вакансий. В европейских странах ситуация аналогична: 51% опрошенных сменили работу в течение года, 34% изучали трудовой рынок и только 15% стараются не менять работодателя.

Опытные и профессиональные сотрудники всегда представляют особую ценность, и компании не стесняются переманивать их друг у друга. Для увольнений есть и другие причины: профессиональное выгорание, неудовлетворенность работой, зарплатой или плохие отношения с коллегами. В связи с этими фактами, текучесть кадров становится настоящей головной болью многих компаний. Например, банки США подсчитали, что в случае снижения незапланированной текучести кадров всего на 1%, их экономия составит от $75 до $100 млн в год. По этой причине компании стремятся узнать как можно раньше, кто из сотрудников планирует увольнение.

Сколько компании стоит замена сотрудника?

Независимый институт (Центр американского прогресса) провел исследование, в котором рассчитал среднюю стоимость замены работника для многих сфер бизнеса – 1% годовой зарплаты (в среднем $3341).

В России стоимость замены сотрудника составляет 1,5-2 оклада нанимаемого работника. В эту сумму оценивают свои услуги агентства по подбору персонала. Впрочем, примерно в ту же сумму в среднем обойдется компании рекрутер-фрилансер или внутренний HR-менеджер.

Тенденции увольнений

Можно выделить несколько основных мотивов для увольнения:

Какие инструменты HR использовать, чтобы уход сотрудника не стал сюрпризом

В крупных компаниях, для того, чтобы уход сотрудника не был неожиданным, формируют целые отделы. В их функции входит анализ данных о сотрудниках, например: эффективность работы, время работы на одном месте, историю смены должностей и компаний-работодателей, результаты профтестирования, даже анкетирование коллег. Отделы призваны дать комплексную картину того, что «привязывает» персонал к  работе, а что, наоборот, заставляет задуматься о смене сферы деятельности, должности и даже профессии.

Эффективность подобных подразделений разнится в зависимости от того, какие методы они используют в своей работе. Специалисты указывают на несколько методик, позволяющих вовремя определить, кто собирается сменить компанию:

1. Личные встречи с каждым сотрудником

Практика, когда интервью с сотрудником проводится по факту его увольнения, очень распространена. Однако, она мало полезна с точки зрения предотвращения высокой текучки кадров. Потому менеджерам рекомендуется проводить индивидуальную неформальную ежегодную встречу с каждым сотрудником, чтобы уточнить, почему он продолжает с вами работать: какие факторы влияют на его решение, что, наоборот, вызывало мысли об увольнении, какие возникали поводы для таких мыслей. Цель такого интервью — провести предварительный анализ и диагностику сотрудников еще до принятия ими решения об увольнении.

2. Анализ профилей сотрудников в соцсетях

Сейчас не редкость, когда сотрудники проявляют особенную активность в соцсетях, однако HR-менеджеру стоит обращать внимание на тех из них, кто плотно занялся обновлением информации в своих аккаунтах (особенно, в LinkedIn). Это может служить сигналом к тому, что работник собирается сменить работодателя. Кроме того, не стоит забывать об амбициях высококлассных профессионалов: ситуации, когда они целенаправленно ищут лучшие вакансии или же открывают собственный бизнес, очень распространены. Как ни странно, но именно такие специалисты могут страдать от недогруженности работой, что часто становится причиной увольнения. К примеру, в корпорации Google, эта причина — номер один для ухода из компании.

3. Комбинированный анализ персонала

Различные компании успешно используют комбинированный подход и по утверждению некоторых из них, могут предсказать уход специалиста за год до этого момента. Для этого они анализируют данные отдела кадров, системы электронных расписаний, а также проводят анонимные исследования и опросы с помощью электронной почты. Поводами для “подозрений” в таком случае становятся отлучки с работы без причин и объяснений, а также уменьшение активности в общении с коллегами.

В последние годы, следуя за потребностями бизнеса, IT-компании начали разработку продуктов, которые необходимы HR-специалистам в подобных исследованиях.

4. Индексация сотрудников

Так, Ultimate Software Group  выпустила ПО, которое присваивает сотрудникам специальный индекс (можно провести аналогию с кредитным рейтингом), который обозначает вероятность ухода сотрудника. Такую программу используют разработчики и в собственной компании. Ultimate Software вычислила взаимосвязь между тем, что сотрудники перестают пользоваться корпоративными льготами и их намерением уйти из компании. Однако, по заверению исследователя Ultimate Software Group, найти один единственный критерий, показатель, который стопроцентно предсказывал бы уход работника, невозможно, и необходимо постоянною комбинировать множество показателей и сверять результат с действительностью.

5. Мониторинг персонала с помощью системы учета рабочего времени

Внедрение таких систем в компании позволяет анализировать целый ряд факторов работы сотрудника. Подобное ПО рассчитывает продуктивность каждого сотрудника и целых отделов, показывает какие сайты посещает работник, отмечает время прихода-ухода сотрудников и т.п. Особенно удобной для HR-менеджера станет возможность увидеть, кто из сотрудников посещает работные сайты и просматривает вакансии других компаний. Отслеживая содержание компьютерной активности ценного сотрудника в течение рабочего времени, можно предупредить его уход из компании или по крайней мере подготовится к такому развитию событий.

Конечно, нельзя совершенно точно предсказать увольнение сотрудника, опираясь лишь на один-два фактора. На решение об уходе влияет множество причин (в том числе личностных, психологических), поэтому упрощать не стоит, чтобы не увеличивать погрешность. Однако, особенное внимание в этом вопросе стоит уделять ключевым сотрудникам, уход которых для компании будет выражаться в значительных финансовых потерях.


Александр БочкинОснователь CrocoTime

Александр Бочкин

Кандидат технических наук, основатель и CEO компании CrocoTime, директор компании «Инфомаксимум». Более 10 лет занимается разработками программных продуктов, связанных с повышением продуктивности труда, а также исследованиями в области контроля времени, эффективности бизнес-процессов и мотивации персонала.