- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Настенная живопись

sb_01

 

Московский «айтишник» Михаил Михайлов начал заниматься предпринимательством, находясь в отпуске по уходу за ребенком. Опыт отцовства вдохновил его сильнее, чем профессиональные навыки, поэтому на российском рынке появился не очередной IT-стартап, а обои-раскраски для детей.

До того как Михайлову пришла идея заняться производством обоев, он организовал кустарное изготовление подушек-антистресс. «Все было неофициально, — говорит он. — Я нашел трех швей-надомниц, днем сидел с детьми, а вечером брал баулы и развозил готовые подушки по торговым точкам». Так длилось до того момента, пока на рынке не появились аналогичные подушки китайского производства по цене 200-300 рублей. У Михайлова была выше и себестоимость, и качество, так что он устанавливал цену в 1200 рублей. Но переплачивать за качество потребители не пожелали. «Когда я увидел дешевые подушки даже в «Перекрестке», то понял, что не смогу конкурировать с китайским ширпотребом», — вспоминает предприниматель.

В 2011 году Михаил Михайлов решил вернуться в одну из компаний группы «ВТБ», где он работал до рождения ребенка, но выяснил, что после произошедшей реструктуризации его должность была упразднена. Так отец двоих малолетних детей и его работающая на полставки жена остались без стабильного дохода. Деньги, вырученные от продажи подушек, скоро должны были закончиться, и тогда молодую семью ожидал, по словам Михайлова, «полный ахтунг». «Надо было что-то делать, но особой предпринимательской жилки в себе я не ощущал, да и знаний в торговле или маркетинге не имел; в общем, даже не представлял, что предпринять», — вспоминает он.

Идея для нового бизнеса появилась, когда Михаил наткнулся на эскизы британского художника Джона Бургермана, предлагавшего покупателям разрисовку обоев в своем узнаваемом стиле. Михайлов выяснил, что массового производства подобных обоев нет. И уж точно ничего подобного не было в России. А ведь идея интересная, решил Михайлов, и взялся за дело. Его знакомая художница Анастасия Белянова согласилась сделать первый вариант рисунка. Это были переплетения различных геометрических фигур и разнообразных монстров, серию назвали в честь создателя — «Настя».

Когда встал вопрос о размещении заказа на производство, Михайлов выяснил, что в Москве обои производятся на нескольких частных площадках по очень высокой цене и на Московской обойной фабрике — по приемлемой. «Но это такой гигант, что мне до жути страшно было вступать с ним в переговоры, — говорит Михайлов. — И действительно, предложение напечатать партию из трехсот рулонов не вызвало у руководства фабрики особого энтузиазма». Тем не менее фабрика заключила договор с начинающим предпринимателем и выставила счет на 70 тыс. рублей. Как раз такую сумму начинающий бизнесмен получил в виде выходного пособия при увольнении. Склад готовых обоев он устроил на дому.

Сейчас Михаил Михайлов признается, что в тот момент даже не задумывался о том, найдутся ли на обои-раскраски покупатели, и не знал, каким образом будет продавать товар. Все делалось по наитию. Он сам создал простенький сайт с кратким описанием продукта и одной кнопкой «Позвонить», также разместил объявления на интернет-ресурсах «Молоток» и «Авито». «О рекламе, маркетинге я тогда вообще не имел понятия, и все ошибки, которые совершил, были следствием моей финансовой и юридической безграмотности», — говорит предприниматель.

Первая партия разошлась за полгода. Обои потихоньку продавались, в основном через сайт, а часть продукции Михайлов просто раздал друзьям и знакомым. Прибыли он не получил, но затраты «отбил». За это время партнеры по проекту, которых Михаил пригласил в долю, потеряли всякий интерес к обойному бизнесу. «А меня зацепило, и я стал сам ковыряться, перетряхнул прежние контакты, нашел другую художницу — Светлану Токаренко из Санкт-Петербурга, которая за небольшое вознаграждение сделала эскизы серии «Миха», а потом «Ирина», — рассказывает Михайлов. — Художнице я ставил очень четкое задание, ей оставалось только воплотить мои замыслы в рисунке».

На обоях появились контуры предметов, знакомых даже маленькому ребенку: овощи, фрукты, кошки и собачки, солнышки и цветочки, карандаши и пуговицы. «Пока я был в отпуске по уходу за младшим сыном Михой, узнал много интересного, что использовал позже в проекте, — говорит предприниматель. — Мы вместе играли и рисовали, и я видел, что он изображает известные ему вещи — морковку, яблоко, птичку. Я понял, что обои для детей надо было наполнять привычными и простыми образами, а не страшными и сложными для раскрашивания монстрами, как получилось в нашей первой серии. Так детям проще».

Однако отношения с производителем по-прежнему внушали Михайлову ужас. Он набрался духу и в декабре 2012 года снова отправился на обойную фабрику договариваться о минимальном тираже. На удивление, заказчика встретили благосклонно и даже оформили рассрочку, предложив оплатить сразу только изготовление вала и другие затраты, связанные с технологией изготовления. Весной 2013 года Михайлов получил новую партию обоев-раскрасок: на упаковке красовался брэнд «Кукуруза» и данные его ИП.

Канал продаж новой серии остался прежний — собственный сайт. Но партия разлетелась куда быстрее — Михайлов умудрился «случайно» сделать своим обоям рекламу. Он решил привлечь к продвижению продукции известных личностей. Так предприниматель познакомился с талантливым и довольно известным иллюстратором и автором книг Яной Франк, которая проживает в Берлине. Результатом этого сотрудничества стали эротические обои для взрослых. Михайлов разместил объявление на краудфандинговом сайте Boomstarter, намереваясь привлечь 300 тыс. рублей. Удалось собрать только 43,3 тыс. рублей, и этот проект не получил развития. «Теперь-то я понимаю, что у людей раскраски — будь то книжка или обои — ассоциируются только с детьми, — объясняет неудачу Михаил. — Но я все равно остался доволен — мы получили огласку, обо мне написали сразу несколько изданий, а продажи стали быстро расти».

Пошедший в гору бизнес требовал инвестиций. Поверившие в успех друзья одолжили Михайлову 800 тыс. рублей. В итоге оборот ИП вырос примерно до 120 тыс. рублей в месяц. «До этого момента я вообще не вел никакого финансового учета, деньги приходили и уходили без контроля, — удивляется сам себе Михаил. — Я понял, что надо вкладываться не только в проект, но и в свое собственное образование». Знакомство с основателем «Мегаплана» Михаилом Смоляниновым, открывшим при компании бизнес-курсы, обеспечило предприятию очередной толчок. «Теперь я стал понимать, что делаю, на какие показатели стоит обращать больше внимания, как управлять продажами, — говорит Михайлов. — И главное, я стал отдавать себе отчет, что обои-раскраски — вовсе не массовый, а нишевый продукт. В основном наши покупатели — обеспеченные люди, которые легко могут содрать со стены раскрашенный ребенком лист и недолго думая купить новый. Один рулон наших обоев стоит почти 700 рублей, тогда как рулон стандартных обоев — около 300 рублей. Но мы и не собираемся конкурировать с обычными обоями, ведь раскраски предназначены для образования и обучения детей в процессе игры, а не для ремонта». Именно по этой причине обои-раскраски не появятся в обойных магазинах — Михайлов уже задумался над открытием собственной розничной точки.

На данный момент ИП выпускает четыре серии обоев-раскрасок, а до конца года планирует увеличить ассортимент до десяти наименований. У Михайлова уже появились дилеры в нескольких крупных городах — Екатеринбурге, Саратове и Челябинске. Туда продукцию Михайлов отправляет исключительно автомобильным транспортом, после того как одна партия, отправленная по железной дороге, попросту исчезла. Михайлов воспринял это как комплимент: раз кто-то не смог удержаться от кражи, значит, обои-раскраски действительно хороши!

 


!foto_viz_wp

Михаил Михайлов

Родился и вырос в Чебоксарах, Чувашия. В 2006 году окончил в МВТУ им. Баумана. Работал IT-специалистом в ряде организаций, в том числе в компании «Подиум», а в 2006 году стал ведущим специалистом департамента IT в компании «ВТБ капитал Управление активами». В 2011 году занялся производством обоев-раскрасок, в 2013 году зарегистрировал ИП.


 

Текст: Ольга Венседорина