- Свой Бизнес - https://mybiz.ru -

Время африканского льва

33-летний Ашиш Таккар уже несколько лет носит титул «самого молодого миллиардера Африки». Бизнес-вундеркинд начал свою предпринимательскую карьеру рано, в 15 лет — не от крайней нужды, но и не от хорошей жизни. Когда Ашишу было 12, его семье пришлось спасаться от геноцида мусульманского меньшинства в Руанде. После переезда в соседнюю Уганду (которую родителям Таккара в свое время пришлось покинуть ровно по тем же причинам) жизнь пришлось в очередной раз налаживать заново. Сегодня Таккар, стоящий во главе конгломерата Mara Group, уверен в том, что, поддерживая предпринимательство, он приближает день, когда Африка станет таким же центром экономического роста, как Индия и Китай.

В 15-летнем возрасте школьник Ашиш Таккар стал счастливым обладателем нового компьютера, купленного родителями. Это была, без сомнения, самая ценная из его вещей и предмет особой гордости. Чтобы еще больше разжечь зависть знакомых, Ашиш стал заявлять, что у него не один, а два компьютера, причем «лишний» он якобы был готов продать. Неожиданно среди друзей семьи нашелся покупатель, согласившийся на предложенную Таккаром цену — на $100 выше реальной стоимости. Легкость, с которой были заработаны первые деньги, вдохновила будущего магната продать таким же образом еще пару компьютеров. И понеслось. С одобрения родителей он взял взаймы $5000 и начал импортировать из ОАЭ дискеты и разные компоненты ПК, которые были дефицитным товаром в Африке.

Пик торговли пришелся на летние каникулы, и в сентябре подростку предсказуемо не захотелось возвращаться за парту. Отец разрешил ему пропустить один год в школе, но с условием: если за год бизнес не окрепнет, Ашиш должен закрыть свою лавочку и наверстать всю школьную программу. Чтобы оправдать высокое доверие, юный Таккар стал каждую неделю летать в Дубай, где закупал столько компьютеров, сколько мог увезти. Так продолжалось несколько месяцев, пока его не осенило: множество предприимчивых парней проделывали то же, что и он, так почему бы не организовать оптовую точку, где все они смогут закупать товар? Чтобы осуществить задуманное, Ашишу пришлось зарегистрировать в Дубае компанию. Местные чиновники были шокированы, когда к ним заявился 15-летний парнишка и сказал, что хочет открыть свою фирму.

Так началась история Mara Group. Сколотив первоначальный капитал на оптовой торговле, Таккар принялся запускать новые проекты в совершенно иных областях: упаковка, девелопмент, финансовые услуги, сельское хозяйство. Его стратегия заключалась в привлечении международных партнеров — компаний, которые хотели работать в Африке, но не обладали достаточным знанием местного рынка. Ашиш получал долю 50% в таких совместных предприятиях и использовал отраслевые наработки и опыт своих партнеров для создания высококонкурентных продуктов и услуг. «Я не стремлюсь заниматься «просто бизнесом», – говорит Таккар. – Вместо этого мы ищем уникальные пути решения существующих проблем. Каждая африканская страна – это особый случай. Вы не можете просто скопировать продукт, его нужно локализовать. Разные культуры, разное видение мира, разные типа лидерства, законы, политика. К сожалению, многие иностранные компании слишком обобщенно воспринимают Африку».

sb_thakkar-1Таккар не понаслышке знает о том, что африканским компаниям сложно кредитоваться за границей. Это, кстати, одна из причин, по которым Mara Group остается зарегистрированной в Дубае. Предприимчивый Ашиш увидел здесь интересную возможность и задумался о создании собственного банка для кредитования африканских потребителей и предприятий. При реализации цели он пошел по уже испробованному пути партнерства и привлек в свой проект Atlas Mara небезызвестного Боба Даймонда, бывшего исполнительного директора крупнейшей британской банковской компании Barclays Plc. В 2012 году Даймонд оказался в центре громкого скандала – вскрылись факты финансовых махинаций Barclays, компанию оштрафовали на 290 млн фунтов стерлингов, а большинство топ-менеджеров были вынуждены искать другую работу. Даймонда таскали на допросы, ему даже пришлось отчитываться перед британским парламентом. В ответ он обвинил ни много ни мало Банк Англии в участии в махинациях. Точку в деле до сих пор не поставили, и никакого наказания Даймонд до сих пор не понес. Ушел он тогда, громко хлопнув дверью, и Ашиш Таккар не преминул возможностью перетянуть на свою сторону пусть и одиозного, но высокопрофессионального финансиста с обширными связями.

Партнеры вложили в Atlas Mara $20 млн собственных средств. Уже в декабре 2013 года они провели IPO и привлекли с рынка еще $325 млн. В течение нескольких месяцев Atlas Mara приобрела контрольные пакеты акций в панафриканском провайдере финансовых услуг BancABC и котируемой в Германии African Development Corporation. А в конце 2014 года выложила $270 млн за покупку нигерийского Union Bank of Nigeria. После этой сделки Atlas Mara стала одним из ведущих финансовых учреждений Африки. Похоже, Таккар смог заразить своим энтузиазмом скандально известного банкира. Даймон уверяет, что у него долгосрочный интерес в Африке: «Мне кажется очевидным, что рост частного сектора — это единственная наиболее важная вещь сегодня, которая может помочь Африке продолжить развиваться экономически, создавать рабочие места и обеспечить рост».

Таккару периодически пеняют на то, что головной офис Mara Group по-прежнему находится в Дубае: дескать, какой же ты африканский бизнесмен? В ответ предприниматель критикует визовую политику африканских стран — будучи гражданином одного государства, трудно вести бизнес в других. Находясь в ОАЭ, нужные визы получить проще. Не говоря о том, что по делам приходится часто летать не только в африканские страны, но и в Азию, Европу и США.

Основатель Mara Group часто выступает на различных форумах, где рассказывает о специфике бизнеса в Африке. Он уверен, что несмотря на то, что у многих африканских стран репутация неисправимых коррупционных воронок, простые люди в большинстве своем честные. И ожидает, что Африка станет одной из движущих сил мировой экономики. «Индийский тигр и китайский дракон уже показали, на что способны. Теперь пришло время африканского льва», – говорит Таккар (не случайно стилизованное изображение льва служит эмблемой Mara Group). При этом он подчеркивает, что, как истинный патриот Африки, никогда не занимался простым быстрым извлечением прибыли из добычи и продажи полезных ископаемых, а стремился создавать предприятия, имеющие перспективы роста и способные создавать рабочие места.

Одним из ключевых факторов своего успеха Таккар считает постоянный поиск наставников. «Я приставал ко всем предпринимателям, которых встречал, расспрашивал про их бизнес, как они стали теми, кем стали, какие ошибки совершали и что поняли», – говорит Ашиш. Убедившись, что чужой опыт помог ему стать успешнее, и рассматривая такой обмен опытом как простой и действенный способ помочь молодым предпринимателям Африки, он создал некоммерческую организацию Mara Foundation. С 2009 года она открывает бизнес-инкубаторы и организует тренинги и лекции в ряде стран Африки. В первый год фонд оказал помощь 120 предпринимателям. Ашиша такие результаты не устраивали, и он создал тематическую онлайн-платформу. По его словам, в первый месяц на сайте зарегистрировались 52 тысячи человек.

В 2014 году появилось приложение для смартфонов Mara Mentor, где можно вести поиск менторов среди предпринимателей в своем регионе или в нужной отрасли, задавать им вопросы, общаться с другими участниками. Ашиш позиционирует приложение как международную платформу, но менторы есть пока только из шести стран: Нигерия, Кения, Гана, ЮАР, Танзания и Уганда. Приложение было презентовано с помпой — при участии президента Ганы в его резиденции. Правда, бешеной популярностью приложение Mara Mentor пока не пользуется. Менторы изредка дают стандартные ответы на стандартные вопросы. Например, на просьбу девушки рассказать, как ей привлечь инвестиции для реализации своей бизнес-идеи, ментор советует искать первых инвесторов среди членов семьи или друзей. Вряд ли люди ищут менторов ради таких простых и очевидных рекомендаций.

Тем не менее Таккар верит в свою миссию и, по его словам, уделяет треть своего времени делам менторства, для него это принципиальная вещь. Поддерживая развитие предпринимательства и экономический рост, он надеется принести в Африку мир и стабильность, которых не хватало его родителям и ему самому в детстве. «Чудом избежав резни и побывав в шкуре беженца, я смог взглянуть на свою жизнь под совершенно иным углом. Господь был настолько добр, что дал нам второй шанс. Мне повезло, я смог реализовать очень много, но другие люди не смогли этого сделать. Почему бы не помочь им и не дать второй и даже третий шанс? Для меня важно делиться сейчас, когда я стал богат». Для молодежи Африки Ашиш уже стал кумиром — как человек, который по-настоящему сам себя сделал.

Текст: Александра Латышева


 

Mara Group
Панафриканская группа компаний, основана в 1996 году, работает в 19 странах.
Специализация — IT, девелопмент, производство, финансовые услуги, сельское хозяйство.
В штате 8000 сотрудников.
Годовой оборот – $100 млн